Международный арбитраж. Шпаргалка для коммерсантов

20.11.2015

Zastavka.jpg

В чем сущность международного коммерческого арбитража

Международный коммерческий арбитраж – третейский суд. Постоянно действующий, либо специально созданный для конкретного случая, его главная цель заключается в рассмотрении и разрешении по существу международного коммерческого спора, вынося решение, обязательное для сторон.
В науке международного частного права давно продолжаются дискуссии в отношении юридической природы и места арбитража в системе юридических органов. С учетом данных дискуссий, могут быть выделены минимум 3 разные позиции:

1) Согласно договорной концепции юридической природы арбитража, главный аргумент заключается в утверждении, по которому арбитражное соглашение, являющееся основой передачи спора на арбитражное разрешение, является обычным гражданско-правовым договором.  Предмет данного договора – выбор сторонами вида арбитража, места и времени разбирательства в арбитраже, определение процедуры арбитражного разбирательства, материального права, которое будет применяться арбитрами.

2) Процессуальная концепция – арбитраж признается как особая форма правосудия, которая осуществляется от имени государства. В данном контексте арбитражное соглашение рассматривается как процессуальное соглашение, его главная цель заключается в исключении юрисдикции государственного суда.

3) Смешанная концепция, в которой сочетаются основные положения 2 указанных концепций. Арбитраж по данной концепции рассматривается в качестве самостоятельного института, который включает процессуально-правовые и материально-правовые элементы.  При таком подходе возможно применять не только собственное право государства, в котором происходит арбитражное разбирательство, но также соответствующее иностранное право, к которому применяемая коллизионно-правовая норма отсылает. В таком случае отмечается расщепление коллизионных привязок, когда применяется в рамках единого арбитражного соглашения комплекс коллизионных норм в отношении формы соглашения либо прочих условий его действительности, правосубъектности сторон и пр. При этом вопросы взаимоотношений государственного суда и арбитража разрешаться будут по процессуальному праву государства, в котором ведется арбитражное разбирательство, либо государства, в котором испрашивается исполнение решения арбитража.

Какие принципы у международного арбитража

1) Принцип чрезвычайной демократичности. Международный арбитраж представляет собой общественное формирование, которое не относится к системе административных, судебных и прочих государственных органов.

2) У сторон есть возможность влияния на любые стадии разбирательства арбитража.

3) Простая процедура разбирательства – не распространяется множество процессуальных норм, что позволяет рассматривать дело достаточно быстро.

4) Обычно для арбитражного разбирательства проводятся закрытые заседания – для уверенности в сохранении коммерческих и производственных тайн каждой стороны.

5) Арбитражное решение является окончательным:

 - Является обязательным для выполнения сторонами арбитража;
- Не может быть пересмотрено по существу.
- Не подлежит изменению.
- Подлежит принудительному исполнению.

6) При обращении сторонами в арбитраж либо при наличии соглашения сторон об этом решении, судебная юрисдикция исключается.

7) У государственных судебных органов нет права вмешательства в деятельность арбитража. Однако у судов есть  право 2 процессуальных действий:

- Принудительные меры для предварительного обеспечения иска. 
- Исполнение решения суда. Если стороны не исполняют вынесенное решение добровольно, только у национального суда существуют полномочия принудительного исполнения. В определенных случаях у национального суда есть полномочия отмены решения арбитража, если поступит соответствующее ходатайство со стороны заинтересованной стороны. В остальных случаях арбитраж полностью самостоятельно рассматривает дела.

Какие виды международного арбитража различают

Институционный, или постоянно действующий, арбитраж – формируется при торговых либо торгово-промышленных палатах, ассоциациях, союзах, биржах. Действуют коммерческие арбитражи на постоянной основе, со своими правилами процедуры и уставом. Институционный арбитраж основывается на национальном законе либо регламенте соответствующего международного коммерческого арбитража.
При сложных делах, которые связаны с трудно разрешимыми либо запутанными делами, проблемами применимого права, такой вид арбитража наиболее предпочтителен.

Изолированный (разовый) арбитраж или арбитраж ad hoc (третейский суд ad hoc)- его создают стороны, чтобы рассмотреть конкретное дело. После разбирательства и вынесения решения, существование арбитража прекращается. Сторонами определяются правила избрания арбитров, место проведения арбитража, арбитражная процедура. В основе изолированного арбитража – практически неограниченная автономия воли сторон. Считается самым эффективным вариантом при спорах, которые связаны с фактическими обстоятельствами (в частности, определением цены товаров, проверкой их качества и пр.).

Самой распространенной сегодня считается концепция международного коммерческого арбитража как института, который не связан национальным правом какого-либо государства, либо международными договорами. Он свободен принимать решения о спорах на основе принципов справедливости и морали, международного коммерческого права, общих принципов права либо правовых обычаев.

Какими законами регулируется международный арбитраж

Международное арбитражное производство формально регулируется 3 источниками права:

1) Международное право

Основной источник международного права в области коммерческого арбитража –  Нью-Йоркская Конвенция 1958 года, которая составлена ЮНСИТРАЛ и принята под эгидой ООН. Участниками Конвенции сегодня выступают практически все экономические государства (свыше 140). Именно поэтому она рассматривается как один из самых успешных проектов в области международного права.

По своему объему конвенция достаточно небольшая – немногим больше тысячи слов в английской версии. Конвенция устанавливает 2 главных положения:

- Признание арбитражных соглашений, приведение их в исполнение. В частности, устанавливается – суд, если поступает к нему иск по вопросу, по которому заключено арбитражное соглашение сторон, должен по просьбе одной из сторон направить стороны на арбитражное разбирательство, если соглашение не найдет недействительными. Следовательно, суду придется отказать ответчику в судебной защите, даже при проведении арбитражного производства за рубежом, и больше никогда не попадая под юрисдикцию суда.

-  Признание арбитражных решений, приведение их в исполнение. Устанавливаются обязательства государств-участников о признании зарубежных арбитражных решений на своей территории, определяя список документов, которые можно будет испрашивать в соответствующей процедуре  местными судами, также ограниченный перечень оснований с целью отказа в признании и исполнении принятых решений.

Также в рамках международного права существуют другие источники, пусть и менее значимые. В их числе следует отметить:

- Европейская Конвенция  о международном коммерческом арбитраже 1961 г.
- Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1975 г.
- Амманская конвенция арабских государств о коммерческом арбитраже 1987 г.

2) Национальное право

Преобладала в практике и науке международного арбитража позиция, согласно которой дается сила для решений арбитража правом государства, в котором он проводился, взамен чего регулирует право арбитражный процесс, включая полномочия арбитра. Следовательно, регулируется арбитражное право lex loci arbitri - правом места арбитража. 

Основное практическое последствие такого подхода долгое время заключалось в том, что арбитрами либо советниками в арбитражах юристам-арбитражникам сложно быть в странах, в которых  местное право им неизвестно. Один из вариантов решения проблемы – разработка ЮНСИТРАЛ Типового закона о международном торговом арбитраже в 1985-м году. ООН рекомендовала данный закон для всех государств для единообразия закона о процедурах арбитража и практик международного торгового арбитража.

Законодательство на основе Типового закона (с внесенными изменениями от 2006-го года) сегодня действует в более 60 странах, в том числе в России. Однако на нем не основываются государства, в которых проводится основная часть арбитражей, включая Францию, Великобританию, США, Швецию, Швейцарию и пр.

3) Соглашение сторон и арбитражный регламент

На основе национального законодательства об арбитраже стороны обычно получают возможность самостоятельного определения правил разбирательства в суде. Данное соглашение между сторонами может выступать как еще один источник правил, которым подчиняется ведение международного арбитража.

Обычно стороны разбирательства на практике «пакетно» определяют правила ведения арбитража, соглашаясь на применение какого-либо действующего арбитражного регламента.

Какая стоимость и длительность международного арбитража

Коммерческий арбитраж в начале своей истории считался наименее затратной по времени и ресурсам формой судопроизводства. Но со временем данное преимущество начало подвергаться сомнениям:

- Продолжительность производства. Ведь задумывалось арбитражное производство в качестве более быстрой альтернативы суду. Поскольку арбитраж обычно выносит решение, не подлежащее обжалованию, сторонам достаточно пройти не более одной «инстанции». Но логичное стремление трибунала арбитража принять по возможности «правильно» решение в сложных спорах приводит к рассмотрению дела в течение не одного года.

- Составные части арбитражных затрат. Главные составляющие, с одной стороны, оплата арбитражного спора, гонораров арбитрам, с другой стороны - на услуги юридических советников. Зависят обе составляющие от длительности процесса.

Основная часть – оплата услуг юридических советников, которая гораздо выше по сравнению с другими совокупностями. При большей продолжительности разбирательства, они будут сопоставимы со стандартными судебными делами.

Обычно информация о суммах на коммерческий арбитраж конфиденциальна. Можно судить о стоимости лишь по некоторым публичным решениям инвестиционного арбитража.

Каков регламент международного арбитража ICC

Суд занимается администрированием арбитражного разрешения споров исключительно в том случае, если стороны договорились о применении Арбитражного регламента ICC.

Регламент содержит нормы, регулирующие основные процессуальные вопросы арбитражного производства: начало производства на основании арбитражной оговорки или соглашения об арбитражном урегулировании уже существующего спора, формирование Состава арбитража, арбитражное разбирательство, одобрение арбитражного решения Судом, расходы.

Предварительный этап. До передачи дела Составу арбитража.

До того, как Состав арбитража будет сформирован и дело передано арбитрам, Секретариат выступает главным адресатом сторон по всем вопросам, связанным с процессуальными аспектами урегулирования спора, исполняя роль связующего звена между сторонами и Судом. Все вопросы, которые могут возникнуть на предварительном этапе производства по делу (возражения относительно существования, действительности или объема арбитражного соглашения, назначение арбитров, определение места или языка арбитража и т.д.), направляются в Секретариат. В каждом случае, когда Суд должен принять решение по тому или иному вопросу, сотрудники Секретариата готовят краткое изложение фактов и процессуальной истории дела, вопросов, по которым требуется решение Суда, свои рекомендации по сути будущего решения. Суд принимает решения на основании всех заявлений, поданных сторонами».

Исключительно важное значение имеет решение Суда относительно продолжения производства по делу в случаях, когда ответчик не направил отзыва на заявление об арбитраже в соответствии с Арбитражным регламентом или если одной из сторон выдвинуты возражения относительно существования, действительности или объёма арбитражного соглашения. Тогда Суд в соответствии со ст. 6 (2) может принять решение о продолжении производства, если он убедится в том, что арбитражное соглашение, предусматривающее применение Арбитражного регламента, может существовать между сторонами».

Важно отметить, что Регламент не предписывает Суду убедиться в наличии арбитражного соглашения, а только в возможности его существования. Так, например, если сторона спора является преемником прав и обязанностей одной из сторон договора (например, в случае заключения договора цессии либо если компанию представляет ликвидатор в случае ее банкротства), а другая сторона спора подает возражения, то Суд проверяет только возможность существования арбитражного соглашения. Окончательное же решение по этому поводу принимается уже самим Составом арбитража. В случае положительного решения о продолжении производства любое решение о компетенции Состава арбитража принимается самими арбитрами - Суд не обладает полномочиями предрешать вопрос о допустимости или обоснованности возражений сторон».

При утверждении или назначении арбитров Суд и Генеральный Секретарь принимают во внимание гражданство арбитра, его местожительство и другие связи со странами, к которым принадлежат стороны и другие арбитры, а также занятость арбитра и его/ее возможности вести арбитражное разбирательство в соответствии с Арбитражным регламентом. О важности для Суда меры занятости кандидата на должность арбитра и его возможности предоставить необходимое время свидетельствует то обстоятельство, что в 2009 году Суд утвердил новую форму о согласии кандидата, помимо формы о его независимости от сторон, заполнить форму о наличии у него времени на рассмотрение дела (англ. - availability), заполнить которую должен каждый кандидат. Заполненные формы предоставляются для ознакомления сторонам до утверждения арбитров. Таким образом, у каждой стороны есть возможность высказать возражения против утверждения кандидатуры арбитра на основе оправданных сомнений в его/ее независимости или чрезмерной занятости».

Основной этап. После передачи дела Составу арбитража.

Еще одной важной функцией Суда является принятие решений об отводе арбитров и их замене. В соответствии со ст. 11 Арбитражного регламента, каждая сторона имеет право заявить требование об отводе арбитра, если у нее есть мотивы утверждать, что арбитр не является независимым, либо другие. Отвод должен быть направлен стороной в течение 30 дней с момента получения уведомления о назначении или утверждении арбитра либо в течение такого же срока с момента, когда она узнала о фактах или обстоятельствах, на которых базируется требование. Свое требование сторона подает в Секретариат в виде письменного заявления, в котором указываются основания для отвода.

Прежде чем принять решение относительно требуемого отвода, Секретариат предоставляет возможность арбитру, против которого он заявлен, другой стороне спора и другим членам Состава арбитража прокомментировать ситуацию. Поскольку вопрос об отводе арбитра является нестандартной ситуацией, которая в любом случае серьезно влияет на дальнейший ход производства по делу, каждое требование об отводе рассматривается на Пленарной сессии Суда. Решение принимается членами Суда после ознакомления с докладом по делу, подготовленным одним из них, и согласно ст. 7 (4) Регламента мотивы такого решения не сообщаются. Следует отметить, что Суд в своей работе не связан Руководящими принципами Международной ассоциации юристов относительно конфликта интересов в международном арбитраже.

Когда Суд удовлетворяет требование об отводе арбитра, а также в случае самоотвода арбитра встает вопрос о его замене. Кроме того, замена требуется в случае смерти арбитра, на основании просьбы сторон спора либо если Суд пришел к выводу, что арбитр не способен выполнять свои обязанности, не выполняет их в соответствии с Арбитражным регламентом или в установленные сроки».

После принятия решения о необходимости замены арбитра Суд также решает, нужно ли повторять процедуру выдвижения кандидата стороной (если она имела место ранее) или арбитр будет назначен непосредственно Судом. Вновь сформированный Состав арбитража может принять решение о полном или частичном повторении производства по делу, чтобы дать новому арбитру возможность в достаточной мере ознакомиться с делом».

Заключительный этап. Проверка и одобрение Арбитражного решения.

Проверка решений, вынесенных арбитрами в соответствии с Арбитражным регламентом, является наиболее отличительной составляющей "пакета услуг", предоставляемых Судом ICC участникам международной торговли. Проверка решений является обязательным требованием Регламента, и стороны не вправе отказаться от нее. В своем недавнем интервью изданию "Global Arbitration Review" нынешний Генеральный Секретарь Суда Джейсон Фрай (Jason Fry) отметил, что процедура проверки арбитражных решений, предусмотренная ст. 27 Арбитражного регламента, находится "в сердце арбитража при ICC"».

Процедура проверки проходит следующим образом. После составления проекта арбитражного решения (будь то предварительное, частичное, окончательное решение либо решение на согласованных условиях). Состав арбитража направляет его в отдел Секретариата, ведущий дело. Как правило, первичная проверка решения проводится руководителем этого отдела. После этого проект направляется Генеральному Секретарю либо лицу, его замещающему. Далее проект решения и его подробное описание представляются Суду для рассмотрения на еженедельной сессии Комитета Суда либо на ежемесячной Пленарной сессии. Как уже отмечалось ранее, на Пленарное заседание выносятся все дела с участием государств, дела, в которых один из арбитров подал особое мнение, а также особо сложные дела. В процессе подготовки к Пленарной сессии один из членов Суда внимательно изучает решение и составляет письменный доклад по его содержанию, в который включаются выводы и рекомендации докладчика».

При рассмотрении проекта решения у Суда есть три варианта: "одобрить проект", "не одобрить проект" и "одобрить проект с рекомендацией внести определенные коррективы". Подавляющее большинство решений принимается с условием, что они будут соответствующим образом исправлены.

Суд может рекомендовать внести изменения по форме арбитражного решения, а также, не затрагивая свободы Состава арбитража в принятии решения, обратить его внимание на вопросы относительно сути дела. Регламент не оговаривает, что подразумевается под "формой" и "сутью" дела. Однако, например, правильное указание сторон дела, необходимость принятия решения о компетенции Состава арбитража в случае, если по этому вопросу одной из сторон было высказано возражение, ответ арбитров на все поставленные перед ними вопросы, а также правильность указания процентных ставок и математических вычислений, безусловно, понимаются как "комментарии по форме". К тому же Суд проверяет, чтобы каждое решение Состава арбитража было мотивированным, если только стороны не договорились о наделении арбитров полномочиями «мирового посредника».

После одобрения проекта Судом решение подписывается Составом арбитража и направляется Секретариату, который рассылает его сторонам».

Какие преимущества дает процедура обязательной проверки проекта каждого арбитражного решения Секретариатом и Судом? Они многочисленны. В процессе проверки с проектом работают опытные юристы, никоим образом не заинтересованные в исходе дела. При внимательном изучении документа они могут выявить такие ошибки, как, например, несоответствие определенных положений решения Арбитражному регламенту. Замечания и комментарии Секретариата и Суда способствуют улучшению качества решений, а также повышают их устойчивость к попыткам их отмены и отказу в признании и приведении в исполнение».

Элементы практики международного арбитража

1. Арбитражное соглашение – соглашение между сторонами текущего либо будущего спора о его передаче на рассмотрение арбитражного трибунала.  Арбитражное соглашение является основанием и центральным элементом общего производства в арбитраже.

1.1 Исполнение (enforcement) арбитражных соглашений – включает в теории «позитивный» и «негативный» аспекты. Позитивный аспект предполагает наделение сторон арбитражного соглашения юрисдикцией в отношении своего спора арбитражный суд, которым будет рассматриваться, он же будет уполномочен вынести обязательное постановление. Негативный аспект – национальные суды согласно арбитражному соглашению лишены юрисдикции в споре, охватываемом соглашением

1.2 Право, применимое к арбитражному соглашению. Согласно доктрине автономности арбитражной оговорки, арбитражная оговорка представляет собой отдельное соглашение в рамках основного договора, по общему правилу зависит её действительность от действительности договора, в котором содержится.

2. Арбитражный трибунал. Право выбора судьи в собственном суде является одной из характерных черт, и важным преимуществом в арбитражном разбирательства. В значительной мере от подбора конкретного арбитражного трибунала зависит качество процесса разбирательства в арбитраже.

2.1. Состав трибунала. При назначении арбитражного трибунала нужно первым делом определить его состав. Возможен выбор между одним арбитром либо тремя. При выборе одного обычно удается сократить издержки, но может привести к сомнениям в объективности трибунала.

2.2 Формирование трибунала. Базовый принцип в международном арбитраже – равенство процессуальных возможностей сторон. Следовательно, обычно трибунал формируется в порядке, который согласован сторонами.

- Стороны могут согласиться на назначение конкретных лиц членами трибунала. Оптимальный вариант для соблюдения интересов сторон, но часто он на практике нереализуем  потому, что один из арбитров по определенным обстоятельствам участвовать в разбирательстве не смог.

- Если согласия между сторонами нет, возможен выбор независимого органа, на которого будут возложены полномочия назначать нейтральных арбитров. Обычно применим способ для единоличного арбитра либо в отношении президента трибунала.

- Наконец, для трибунала из 3 арбитров возможно назначение каждой стороной по 1 арбитру. Определяться президент трибунала будет или независимым органом, или назначенными арбитрами. Наиболее распространенный вариант для формирования арбитража из 3 арбитров.

2.3 Требования к арбитрам. Стороны могут прийти к соглашению, по которому арбитрам необходимо соответствие определенным критериям. Например, могут предполагать данные критерии национальность, практический опыт в конкретной области, наличие сертификата квалификации, знание языков и пр. После достижения данного согласия, даже при назначении нейтральным органом, ему нужно будет следовать положениям соглашения, заключенного сторонами. На практике очень редко согласовываются подобные требования.

 Право, которое регулирует арбитражное производство, может устанавливать ряд объективных дополнительных требований в отношении арбитров. Чтобы решение арбитража имело силу, признавалось государством, требуется соблюдение минимум надлежащего процесса (due process) при его вынесении. Устанавливается в том числе необходимость арбитру быть беспристрастным и независимым.

Независимость – объективный параметр, предполагающий отсутствие заинтересованности лица в результатах рассматриваемого дела.
Беспристрастность – субъективное понятие, обычно определяется в ходе производства. Предполагает отсутствие предубежденности арбитров в отношении предмета либо стороны спора.

Суммированы обстоятельства, которые могут быть признаком предубежденности арбитра, известными IBA Guidelines on Conflicts of Interest in International Arbitration, публикациями от  International Bar Association. У данного документа обязательной силы нет, однако часто применим на практике.

Если сторона подозревает нарушение принципа беспристрастности либо независимости со стороны арбитра, может заявить ему отвод рассмотрения дела, или в ситуации, когда становится известно о данном нарушении после рассмотрения, возможно обжалование арбитражного постановления на основании данного факта.

 

Возврат к списку