Антикоррупционный мониторинг

23.11.2016

Антикоррупционный мониторинг

Антикоррупционный мониторинг используется при разработке и в ходе выполнения антикоррупционных программ, и подразумевает отслеживание проявлений коррупции и замеченных в этом лиц, их учета, изучения документации, проведения экспериментов и опросов, анализа и освещения данных о степени коррупционной пораженности.

Государственное значение антикоррупционного мониторинга

Мониторинг коррупционных правонарушений и злодеяний, связанных с факторами коррупции, в совокупности с мерами проведения уголовной антикоррупционной политики носит обязательный характер и возлагается на лиц, проводящих данную политику.

Финансирование мониторинга производится из средств бюджета ответственного субъекта антикоррупционной политики, который инициирует осуществление данного мониторинга.

Что касается мониторинга других коррупционных проявлений, коррупциогенных мотивов и мероприятий по проведению антикоррупционной политики, то он находится в компетенции уполномоченных органов РФ, местного самоуправления и федеральных субъектов России.

Область применения антикоррупционной политики

Каждый работник предприятия обязан соблюдать антикоррупционную политику и строго следовать ее основам и требованиям.

Первый руководитель предприятия контролирует проведение всех мероприятий, призванных воплощать в жизнь принципы и положения антикоррупционной политики (включая антикоррупционный мониторинг), в том числе назначение ответственных за подготовку и проведение антикоррупционных процедур, а также за их исполнением.

Условия и принципы данной политики касаются всех контрагентов и сотрудников предприятия, а также других лиц, если указанные обязанности предусмотрены двухсторонними договорами, внутренней документацией или непосредственно вытекают из законодательных актов Российской Федерации.

Для чего проводится антикоррупционный мониторинг

Чтобы организовать проведение антикоррупционного мониторинга, нужно наметить цели-задачи и соответствующие цели-направления.

Цели-направления предполагают деятельность субъектов указанного мониторинга по достижению конкретных результатов, обусловленных антикоррупционным правом на региональном уровне.

Цели-задачи определяют деятельность субъектов мониторинга по достижению конкретных результатов на настоящий момент, обусловленных наличием достаточных ресурсов и благоприятных условий у его исполнителей и организаторов. В некоторых случаях подобные цели регионального мониторинга антикоррупционной деятельности, называют промежуточными либо попросту - задачами.

Рассматривая сравнительно-правовой анализ законодательства о коррупции, можно заметить, что, в основном, оно ориентировано на определение целей-направлений для проведения антикоррупционного мониторинга регионального уровня. Из общей массы действующих российских антикоррупционных актов, которые были исследованы, 53 (63,9%) содержат непосредственную установку на цели-направления данного способа диагностики антикоррупционной деятельности.

Законодательная практика показывает, что основные цели антикоррупционного мониторинга, утвержденные региональным антикоррупционным правом, – это:

  • Оценка эффективности (плодотворности) антикоррупционных мер (мероприятий антикоррупционной политики и действующих антикоррупционных программ),

  • Разработка и внедрение антикоррупционных проектов (планов борьбы с коррупцией).

Ориентация на первую цель обусловлена 46-тью (55,4%) действующими региональными правовыми актами, касающимися антикоррупционной деятельности, курс на вторую цель обозначен в 36-ти (43,4%).

Кроме вышеуказанных целей мониторинга антикоррупционной деятельности, в профильной правовой базе встречаются и другие рациональные цели, среди которых можно выделить:

  • Обнаружение и устранение условий для коррупции,

  • Активизация мер по внедрению антикоррупционной политики,

  • Оценка применения полномочий ответственными органами,

  • Оценка уровня коррупции,

  • Проверка правовых нормативов на наличие коррупциогенных факторов, 

  • Профилактика проявлений коррупции, 

  • Оперативное принятие решений по противодействию коррупции, 

  • Подготовка информации о ходе борьбы с коррупцией для компетентных органов, принимающих действенные меры в этом направлении, 

  • Анализ эффективности мер по недопущению фактов коррупции и привлечению к ответственности виновных в данных правонарушениях,

  • Построение текущих прогнозов и направлений совершенствования антикоррупционной политики организации.

С учетом диагностического характера мониторинга антикоррупционной деятельности, как инструмента правового регулирования, можно предположить, что основная масса региональных антикоррупционных актов содержит точную формулировку одной из основных его целей, а именно установление эффективности мер противоборства коррупции.

Меньше внимания региональные уполномоченные органы обратили на две другие основные цели, такие как: оценка уровня коррупции и оценка условий для коррупции на местах (регионы и муниципалитеты).

Прочие цели указанного мониторинга, заложенные в региональные антикоррупционные законы, считаются дополнительными (факультативными).

Конкретные цели антикоррупционной политики предприятия

Проведение антикоррупционной политики с обязательным мониторингом антикоррупционной деятельности говорит о стремлении руководства к высоким стандартам этики и курсе предприятия на прозрачную и честную деятельность с усовершенствованием корпоративной культуры, использованием передовых практик локального управления и укреплением деловой репутации предприятия.

Каждое предприятие должно наметить для себя следующие цели:

  • Оптимизировать риск возникновения коррупционной деятельности самого предприятия и его сотрудников вне зависимости от занимаемой ими должности;

  • Развить у работников, контрагентов и прочих лиц единое осознание политики предприятия с отрицанием любых форм и проявлений коррупции;

  • Вменить в обязанности сотрудников организации знать и выполнять основы и требования действующей антикоррупционной политики, базовые нормы соответствующего законодательства и сообразные процедуры по недопущению данных правонарушений.

Формы и методы антикоррупционного мониторинга

Формы, методы и порядок проведения антикоррупционного мониторинга весьма разнообразны. К примеру, его может проводить специально созданная комиссия или рабочая группа предприятия, собирая, обобщая и обрабатывая информацию по следующим критериям:

  • Факты коррупционных проявлений (нарушений);

  • Правовые акты (проекты нормативных документов), располагающие к коррупционным действиям, обнаруженные при антикоррупционной экспертизе;

  • Последствия коррупционных злодеяний;

  • Результативность мероприятий по борьбе с коррупцией и прочей информации.

  • Проводя антикоррупционный мониторинг, можно применять несколько методов:

  • Сравнительный анализ;

  • Изучение документов (отчеты, справки, публикации, обращения и др.);

  • Опросы с помощью интервью или заполнения анкет;

  • Наблюдение (сбор сведений путем визуального и личного восприятия событий, процессов и обстоятельств, при которых они имеют место);

  • Другие легитимные методы в рамках действующего законодательства.

Данные, которые показал мониторинг антикоррупционной деятельности, следует учитывать в разработках предложений по методикам противодействия этому явлению. Дальнейшие результаты мониторинга предоставляются аналитической справкой и подаются на рассмотрение руководителя.

Основные принципы антикоррупционного мониторинга предприятия

Комплекс мероприятий по борьбе с коррупцией базируется на ряде ключевых принципов, а именно:

  • Согласованность антикоррупционной политики предприятия с действующими правовыми и общепринятыми нормами (Конституция Российской Федерации, законодательство РФ и заключенные Россией международные договора, прочие правовые акты, относящиеся к предприятию);

  • Личный пример руководства, когда администрации предприятия принадлежит главная роль в воспитании у подчиненных нетерпимого отношения к коррупции, а также в организации корпоративной системы профилактики и недопущения данных правонарушений;

  • Вовлеченность сотрудников путем информирования персонала о нововведениях в антикоррупционное право при деятельном участии трудящихся в создании и внедрении антикоррупционных нормативов и процедур;

  • Соизмеримость антикоррупционных мероприятий с риском проявления коррупции (формирование и воплощение комплекса мер для минимизации возможности возникновения на предприятии и среди его персонала коррупционных злодеяний проводится с учетом степени реально возможных рисков);

  • Результативность антикоррупционных процедур, а именно проведение предприятием простых и недорогих мероприятий по борьбе с данным явлением, которые обеспечивают ощутимый результат;

  • Чувство ответственности и неизбежности наказания для всех сотрудников, невзирая на занимаемую должность и стаж работы, при совершении любых коррупционных действий в рамках своих профессиональных обязанностей, плюс личная ответственность администрации предприятия за проведение корпоративной антикоррупционной политики.

  • Открытость бизнеса в виде осведомления партнеров, контрагентов и широкой общественности об утвержденных организацией антикоррупционных нормах развития бизнеса;

  • Неусыпный контроль и систематический антикоррупционный мониторинг эффективности реализуемых антикоррупционных программ совместно с отслеживанием хода их выполнения.

Внутренние правила антикоррупционного мониторинга компании

Основные принципы антикоррупционной политики Предприятия подразумевают запреты:

  • На дачу взятки – оказание (обещание оказать) определенную финансовую выгоду или преимущество для побуждения должностного лица к нарушению своих официальных служебных обязанностей;

  • На получение взятки – принятие (согласие принять) определенную финансовую выгоду или преимущество за нарушение должностным лицом своих официальных служебных обязанностей;

  • На подкуп государственных служащих – оказание (обещание оказать) определенную финансовую выгоду (преимущество) прямо или через подставных лиц для побуждения должностного лица к нарушению своих официальных служебных обязанностей.

С учетом вышеизложенного, всем сотрудникам Предприятия строго воспрещается явно (косвенно) и персонально (через посредников) совершать коррупционные поступки: давать, предлагать, просить, обещать, получать взятки либо оплачивать услуги для минимизации бюрократических и административных формальностей во всех формах. К таким формам относятся деньги, ценности, услуги и другие выгоды любым лицам (от любых лиц, организаций, в т.ч. коммерческих, государственных органов власти и местного самоуправления, чиновников, частных фирм и их непосредственных представителей).

№1.   Антикоррупционные процедуры, подразумевающие антикоррупционный мониторинг

Предприятие предусматривает и проводит соответствующие адекватные мероприятия по борьбе с коррупцией, контролируя их выполнение, к которым относятся:

  • Формирование и утверждение Кодекса корпоративной этики, включающего пункты о конфликтах интересов;

  • Возложение на конкретное подразделение ответственности за предотвращение коррупционных проявлений и организации взаимодействия с органами внутренних дел.

№2.   Проверка надежности контрагентов

Предприятие должно прилагать рациональные усилия для минимизации сотрудничества с ненадежными контрагентами, возможно привлеченными к коррупционной деятельности. С этой целью следует проверять их устойчивость к взяточничеству, выяснять наличие собственной антикоррупционной политики и готовности следовать её принципам, вносить в заключаемые договора отдельные положения о борьбе с коррупцией, осуществлять взаимодействие в плане этичного ведения бизнеса и недопущения коррупционных предпосылок.

№3.   Информирование

Предприятие вправе свободно выкладывать информацию о проводимой антикоррупционной политике (в т.ч. перспективы антикоррупционного мониторинга) на собственном интернет ресурсе, прямо декларировать неприятие коррумпированности отношений, приветствовать и поддерживать соблюдение концепций и требований данной политики своим персоналом, всеми контрагентами и другими причастными лицами.

№4.   Представительские издержки и подарки

Все подарки, вручаемые сотрудниками посторонним гражданам (организациям) от лица предприятия или презенты, получаемые ими по долгу службы от посторонних граждан (организаций), а также представительские издержки (включая оплату делового гостеприимства, раскрутку предприятия), полученные работниками как представителями своей организации, должны отвечать всем пяти критериям, а именно:

  • Находиться в прямой связи с официальными целями работы предприятия (презентация, окончание проекта, успешное выполнение контракта, профессиональные и национальные праздники, юбилеи, памятные даты);

  • Иметь рациональное обоснование, быть сообразными и не относиться к предметам роскоши;

  • Не являться тайным вознаграждением за оказанную услугу, покровительство, действие, попустительство, завышение прав, получение желаемого решения по сделке (соглашению, разрешению, лицензии и др.), либо попытку повлиять на получателя, преследуя какую-то неэтичную или незаконную цель;

  • Не влиять на репутацию предприятия, персонала и прочих лиц при раскрытии данной информации о материальных подарках или расходах на представительство;

  • Не нарушать основы и требования действующей антикоррупционной политики, корпоративного Кодекса этики, прочих внутренних нормативов Предприятия и законодательных актов Российской Федерации.

Запрещаются материальные подношения третьей стороне от лица предприятия, его сотрудников и представителей в денежной форме (наличной и безналичной) независимо от вида валюты.

№5.   Интерес к политической жизни

Предприятие не может финансировать политические организации, партии и движения для получения материальных выгод в определенных собственных проектах.

№6.   Взаимосвязь с государственными чиновниками

Предприятие не должно оплачивать расходы государственных служащих (их ближайших родственников) либо совершать платежи в их интересах для получения бизнес преимуществ в определенных собственных проектах, включая затраты на проживание, транспорт, питание, рекламные кампании, развлечения, или предоставлять чиновникам другие выгоды за корпоративный счет.

№7.   Сотрудничество с партнерами и контрагентами

Во исполнение основ и требований антикоррупционной политики, предприятие вносит соответствующие условия (замечания) в соглашения, заключаемые с партнерами, контрагентами, совместными предприятиями и т.д. Такие замечания должны содержать информацию о политике организации в этом направлении и комплексе утвержденных процедур по борьбе с коррупцией, а в случае необходимости – дополнять договора приложением об антикоррупционной политике и предусматривать ответственность контрагентов за её нарушение.

№8.   Бухгалтерская отчетность

Любые финансовые операции предприятия следует аккуратно, безошибочно и подробно отражать в системе его бухгалтерского учета, тщательно документировать и подготавливать для проверок.

Необходимо назначить работников, ответственных за ведение и оформление полной и прозрачной бухгалтерской отчетности в соответствии с правовыми нормами РФ и в установленные законом сроки.

Фальсификация или подтасовка бухгалтерской документации Предприятия недопустимы и считаются мошенничеством.

№9.   Информирование о недостатках

Каждый сотрудник Предприятия, сомневающийся в правомерности своих действий или их соответствии принципам антикоррупционной политики, имеет право уведомить об этом Комиссию по вопросам корпоративной этики, а также своего руководителя. Это же относится к действиям (бездействию) и предложениям остальных сотрудников, контрагентов и других лиц, причастных к деятельности организации.

№10. Непринятие ответных мер и штрафных санкций

Предприятие декларирует, что никто из работников не получит дисциплинарных взысканий (не будет лишен премии, уволен, снят с должности) при оповещении руководства о возможном проявлении коррупции или своем отказе от дачи (получения) взятки, коммерческого подкупа, посредничества в коррупционной схеме, даже если это вызвало срыв выгодной сделки и потерю коммерческих (конкурентных) преференций.

№11. Антикоррупционный мониторинг и контроль

Из-за вероятного временного колебания коррупционных рисков и других факторов, влияющих на экономическую деятельность, Предприятие проводит мониторинг реализации адекватных мероприятий по борьбе с коррупцией, анализирует их выполнение и изменяет или дополняет их в случае необходимости.

Обязанности сотрудников в рамках антикоррупционного мониторинга  

Специально для персонала во всех положениях об отделах и подразделениях организации, а также должностных инструкциях каждого сотрудника, предусмотрены общие обязанности по недопущению и противодействию коррупции, а именно:

  • Избегать совершения и непосредственного участия в коррупционных схемах от имени предприятия или в его интересах;

  • Избегать поступков, которые окружающие могут принять за готовность к свершению коррупционных действий или участию в таковых от имени предприятия или в его интересах;

  • Немедленно сообщать непосредственному руководителю (администрации предприятия или ответственному за проведение антикоррупционной политики) о попытках привлечения сотрудников к коррупционным правонарушениям;

  • Немедленно информировать непосредственного руководителя (администрацию предприятия или ответственного за проведение антикоррупционной политики) о фактах проявления коррупции сотрудниками, контрагентами и другими лицами, причастными к работе организации;

  • Оповещать непосредственного руководителя или специально уполномоченное лицо о конфликте интересов у работника или вероятности его проявления.

Порядок информирования работодателя о случаях побуждения сотрудников к коррупционным деяниям или о фактах свершения этого вида правонарушений утверждается внутренним приказом (распоряжением) по предприятию.

Для некоторых должностных лиц (администрация предприятия; отдел внутреннего аудита; сотрудники, по роду службы связанные с коррупционными рисками) кроме общих должностных функций, утверждаются специальные обязанности по профилактике и противодействию коррупции.

Работодатель может наложить на работника дисциплинарное взыскание и даже уволить за неправомерные действия, вызвавшие невыполнение его должностных обязанностей, согласно положениям Трудового кодекса РФ.

Субъекты, ответственные за реализацию антикоррупционного мониторинга и их обязанности

Структурное подразделение, которое отвечает за борьбу с коррупцией на предприятии, называется группой внутреннего аудита (или службой стратегического и операционного развития).

Данное подразделение выполняет ряд важных для организации функций:

▪          Разрабатывает и подает на утверждение первому руководителю проекты внутренних нормативных документов, предусматривающих меры по недопущению коррупции (реализации антикоррупционной политики, соблюдению корпоративной этики и служебных отношений работников и др.);

  • Осуществляет контрольные мероприятия по выявлению коррупционных действий сотрудниками предприятия;

  • Проводит анализ коррупционных рисков, включая антикоррупционный мониторинг;

  • Принимает и рассматривает информацию о фактах побуждения работников к коррупционным правонарушениям от лица какой-либо организации или в её интересах, а также о фактах коррупционных деяний сотрудников, контрагентов предприятия или других заинтересованных лиц;

  • Организует подачу и изучает декларации о конфликтах интересов;

  • Проводит обучающие семинары по профилактике и недопущению коррупции, а также дает персональные консультации работникам;

  • Сотрудничает с представителями правоохранительных и контрольно-ревизионных структур в ходе инспектирования работы предприятия по вопросам антикоррупционной деятельности;

  • Содействует правоохранительным органам при расследовании и пресечении коррупционных злодеяний, включая принятие оперативно-розыскных мер;

  • Анализирует результаты антикоррупционного мониторинга и готовит отчеты первому руководителю.

Осуществление антикоррупционного мониторинга и его результаты

Уполномоченный орган обеспечивает проведение антикоррупционного мониторинга следующим образом:

  • Изучает и анализирует правовую практику в вопросах борьбы с коррупцией;

  • Исследует деятельность организаций;

  • Рассматривает публикации в СМИ и обращения граждан и юридических лиц по антикоррупционным вопросам;

  • Изучает и анализирует причины проявления коррупции в работе лиц, виновных в данных правонарушениях перед законом;

  • Рассматривает результаты соцопросов по поводу восприятия степени коррупции и борьбы с ее проявлениями;

  • Анализирует статистические данные правовых органов;

  • Другие субъекты борьбы с коррупцией при необходимости самостоятельно осуществляют мониторинг антикоррупционной деятельности, а его результаты подытоживаются официальным органом по борьбе с коррупцией;

  • Результаты антикоррупционного мониторинга, выполняемого другими субъектами противоборства коррупции, оформляются по утвержденной форме (Приложение 1 к действующим Правилам) и включают:

    1. Сведения о содержании вышеуказанного мониторинга, данные о гражданах и юридических лицах, проводящих эту процедуру, время проведения мониторинга;

    2. Качественные и количественные характеристики состояния и условий появления коррупции в работе предприятий;

    3. Резюме, выводы и рекомендации по повышению эффективности антикоррупционных мер субъектами борьбы с коррупцией.

Результаты антикоррупционного мониторинга

Официальный орган по препятствованию коррупции постоянно рассматривает и изучает получаемые от региональных подразделений и других субъектов борьбы с коррупцией результаты антикоррупционного мониторинга. Обобщая эти данные, уполномоченный орган формирует ежеквартальные аналитические отчеты с оценкой сложившейся в этой сфере ситуации и принятием ответственного решения.

Решением вышеуказанного органа могут быть:

  • Рекомендации по повышению эффективности работы субъектов по борьбе с коррупцией;

  • Анализ коррупционных рисков в работе субъектов по борьбе с коррупцией.

Официальный антикоррупционный орган в каждом квартале публикует на собственном интернет ресурсе результаты антикоррупционного мониторинга. По заявлениям и обращениям других субъектов предотвращения коррупции данный орган предоставляет информацию о результатах антикоррупционного мониторинга.

Ответственность за неисполнение антикоррупционного мониторинга и антикоррупционной политики

Каждый сотрудник предприятия, невзирая на им занимаемую должность, отвечает согласно действующим правовым нормам РФ за выполнение требований и правил антикоррупционной политики, за неправомерные действия (или бездействие) своих подчиненных, не соблюдающих эти нормативы.

Штрафные санкции

Лица, нарушившие принципы антикоррупционной политики, привлекаются к ответственности (дисциплинарной, административной и др.) по запросу Предприятия, органов охраны правопорядка и других лиц согласно законодательству РФ, уставу Предприятия и прочих внутренних правовых актов.

Ответственность граждан за коррупционные злодеяния регулируется ст.13 ФЗ "О противодействии коррупции". Все граждане России, иностранцы и лица, не имеющие гражданства, за правонарушения, предусмотренные этой статьей, несут ответственность согласно российскому законодательству (дисциплинарной, административной и др.).

В соответствии со ст.192 ТК, дисциплинарными взысканием является, к примеру, увольнение работника (ст.81 ч.1 пп. 5,6,7,7.1,9,10; ст.336 п.1), когда неправомерные действия, приведшие к утрате доверия, совершены на рабочем месте и по долгу службы. Работодатель вправе разорвать договор в таких случаях:

  • Разовое грубое нарушение сотрудником должностных обязанностей, повлекшее разглашение юридически охраняемой тайны (коммерческой, государственной, другой), ставшей его достоянием по роду службы, включая обнародование личных данных своего сослуживца (п/п "в" п.6 вышеуказанной части статьи 81);

  • Неправомерные действия работника, обслуживающего материальные ценности, приведшие к утрате доверия со стороны руководства (п. 7 той же части статьи);

  • Необдуманное решение администрации предприятия (отделения, филиала) или главного бухгалтера, нарушившее сохранность корпоративного имущества, его незаконное использование или нанесение ущерба (п. 9 той же части статьи);

  • Разовое грубое нарушение первым руководителем организации (отделения, филиала) или его заместителями должностных обязанностей (п.10 той же части статьи).

 

Возврат к списку