Международные авиационные перевозки.

19.02.2016

Airline-Travel-Around-The-World-Photo.jpg


Международные авиационные перевозки значительно ускорили темпы международной торговли. И действительно, внешней торговли некоторыми видами товаров просто не было бы, если бы не скорость доставки по воздуху. Товары, для которых время имеет решающее значение, например, скоропортящаяся продукция, свежие цветы или морепродукты, вообще не были бы представлены на некоторых рынках, если бы не существовало воздушных перевозок.
  

Чем выгодны международные авиационные перевозки

Скорость авиаперевозок настолько существенно сокращает риски, что такие высокоценные товары, как ювелирные изделия, фармацевтические и медицинские продукты, премированный скот, произведения искусства или манускрипты, обычно доставляются по воздуху. Говорят, что на самолёты приходится только 1% от веса и 10% от стоимости всех перевозимых товаров. Однако, пусть это и обманчиво, авиатранспорт предлагает конкурентные преимущества и при поставке товара, для дистрибуции которого время не имеет такого значения.

Несмотря на то, что тарифы на авиаперевозки намного выше, они могут сэкономить расходы по следующим позициям:

- Страхование. Страховые премии обычно вдвое меньше, чем для морской транспортировки (например, 0,3% от стоимости груза по сравнению с 0,7%);
- Таможенные пошлины могут взиматься с веса брутто, который, как правило, меньше для воздушных отправлений (меньше упаковки), чем для морских;
- Упаковка намного легче и дешевле для воздушной транспортировки;
- Складские расходы. Во многих случаях авиаперевозки могут существенно снизить и даже исключить необходимость складского хранения, без которого не обойтись в случае с морской транспортировкой. Складские расходы включают в себя не только аренду склада на любом из концов перевозки, но и связанные с этим налоговые и страховые расходы, а также расходы в связи с тем, что товар может устареть во время хранения на складе. Данный элемент затрат может иметь решающее значение при принятии решения в пользу авиаперевозок.
- Финансовые расходы. Если обязательство покупателя осуществить оплату возникает при доставке товара в помещения покупателя, при перевозке товара по воздуху продавец получит платёж намного быстрее.

Даже в тех ситуациях, когда стоимость морской транспортировки ниже, по соображениям конкуренции продавец может предпочесть использование авиатранспорта. Так, продавец-экспортёр запчастей может прийти к выводу, что он не сможет конкурировать с местными продавцами, пока его скорость доставки не будет такой же, как у них, чего можно достичь только используя авиатранспорт.

Как происходит перевозка авиационным транспортом

Авиагруз доставляется:

- Вместе с багажом пассажиров пассажирскими самолетами;
- Комбинированными воздушными судами, имеющими специальные грузовые отделения и известными, как грузопассажирские самолеты;
- Грузовыми воздушными судами.

Специализированные грузовые воздушные суда, как, например, грузовой самолет Боинг 747F, выдерживают целевую нагрузку свыше 100 000 кг, но грузопассажирские или пассажирские самолеты являются более выгодными для воздушных компаний, чем чисто грузовые. Поэтому в прошлом грузоотправители жаловались на то, что авиакомпании не обращают достаточного внимания на бизнес по доставке грузов. Однако теперь, когда некоторые авиалинии около половины своих доходов получают от перевозки грузов, грузоотправители могут рассчитывать на конкурентный рынок авиаперевозок.

Международные авиационные перевозки. 5 нюансов процесса

1) Инкотермс. В прошлом многие грузоотправители указывали цены на условиях “FOB Аэропорт” для воздушных перевозок. Это часто вызывало недопонимание в отношении сборов на обработку в аэропорту и объёма страхового покрытия. Термин FOB (франко-борт) был разработан для морской торговли, поэтому применение принципов, возникших в рамках морской транспортировки, являлось неуместным. В результате в 1980 году ICC перестала использовать термин FOB Аэропорт. ICC рекомендует грузоотправителям использовать вместо этого термина термин FCA Инкотермс с указанием в качестве пункта поставки поименованного грузового авиатерминала или терминала консолидатора.

2) Экспедиторы или консолидаторы грузов. Воздушные перевозки открыли экспедиторам грузов абсолютно новое направление бизнеса. В целях контроля за процессом, авиаперевозчики создали под эгидой Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) международную организацию агентов по грузоперевозкам, к которой ныне принадлежат многие экспедиторы. Назначение в качестве грузового агента IATA позволяет экспедитору предлагать услуги на рынке, зная, что авиакомпании-члены IATA произведут транспортировку по фиксированной цене и выплатят экспедитору комиссию. Агенты IATA должны продемонстрировать наличие определённых финансовых ресурсов и возможностей по обработке грузов и должны согласиться переводить авиаперевозчику счета за фрахт в соответствии с фиксированным графиком.

Авиаперевозчики снабжают экспедиторов авианакладными (AWB) с логотипом авиакомпании. Как и в случае с другими необоротными транспортными документами, AWB является распиской в принятии груза и договором перевозки. В некоторых странах система AWВ компьютеризирована, и авиаперевозчики могут давать экспедиторам только номера AWB, а экспедитор уже сам впечатывает номер AWB и вставляет логотип авиакомпании в бланк, известный как «нейтральная авианакладная».

Экспедиторы, выступающие в качестве консолидаторов грузов, могут выдавать AWB как перевозчики, от своего собственного имени. В этом случае их роль может быть приравнена к роли NVOCC (несудоходных транспортных организаций общего назначения) в рамках морской транспортировки грузов. Консолидируя или группируя вместе несколько партий груза, экспедиторы имеют возможность получить более низкие фрахтовые ставки, предлагаемые перевозчиками для крупных партий товара. Таким образом, функция комплектации сборных отправок, которую выполняют консолидаторы, подобна той, что выполняют контейнерные терминалы. Консолидаторы могут оказать высокоэффективные складские услуги до отлёта самолета, а по прибытии обеспечить телефонное уведомление грузополучателя. Кроме того, консолидаторы часто предлагают услуги по доставке «от двери до двери», что включает в себя таможенную очистку и страхование.

3) Обработка груза. Контейнеры для воздушной перевозки грузов соответствуют форме салона воздушного судна и известны, как устройства комплектования грузов (ULD). Такие устройства (некоторые из них называются «иглу») могут иметь различные формы и размеры, каждый из которых предназначен для размещения в различных частях самолета. Груз обрабатывается преимущественно путем толкания и протаскивания паллет и ULD, которые перемещаются по роликовым транспортёрам. Поскольку ULD обычно комплектуются товарами на терминалах в аэропорту или рядом с ним, то имеется возможность отправки груза, поставленного на авиатерминал, ближайшим рейсом в течение двух часов. Фактическая погрузка или разгрузка груза может занять менее часа.

4) Гарантированное время отгрузки. Некоторые авиакомпании предлагают гарантированные сроки или даты отгрузки. Для грузоотправителя это исключает риск задержки груза в связи со снятием его с рейса для того, чтобы освободилось место для товаров, имеющих более высокий приоритет. Хотя степень такой гарантии варьируется в зависимости от авиакомпании, для грузоотправителя, как правило, полезно потребовать выдачи такой гарантии, в частности, поскольку некоторые авиакомпании выдают такие гарантии бесплатно.

5) Перевозка опасных грузов. Поскольку партии опасных грузов могут в некоторых случаях поставить под угрозу безопасность всего воздушного судна, нормы, касающиеся перевозки специальных грузов, чётко соблюдаются. IATA публикует ежегодно пересматриваемый перечень таких норм. Во многих случаях груз допускается на воздушное судно при условии его надлежащей упаковки и закрепления на нём маркировок «опасно». И грузоотправители, и экспедиторы должны быть достаточно осторожными и убедиться в том, что все декларации, касающиеся потенциально опасных грузов, заполнены полностью и правильно. Невыполнение этого может привести к применению суровых наказаний.

6) Воздушный фрахт. Основную роль в установлении международных воздушных фрахтовых ставок когда-то играла IATA, однако такая роль была постепенно сведена на нет из-за беспокойства, что IATA или её члены действовали как картель, устанавливающий цены.

Международные авиационные перевозки. Правовое регулирование и правила

- Монреальская конвенция по унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (1999). Данная Конвенция была принята 31 мая 1999 года и вступила в силу в 2003 году. Она была ратифицирована 86-ю странами. Конвенция представляет собой всеохватывающий актуальный свод унифицированных правил, определяющих и регулирующих ответственность перевозчиков по отношению к пассажирам, багажу и грузу. Она, вероятно, заменит Варшавскую конвенцию 1929 года в редакции различных дополнительных конвенций и протоколов.

- Варшавская система (1929). В отношении тех стран, которые не ратифицировали Монреальскую конвенцию, применяется Варшавская система ответственности. Варшавская конвенция была подписана в 1929 году и впоследствии изменена Гаагским протоколом (1929), Гвадалахарской дополнительной конвенцией (1961), Гватемальским протоколом (1971) и Монреальским протоколом (1975).

 

Возврат к списку