Что такое международный инжиниринг

15.07.2016

plan (1).jpg

Что такое международный инжиниринг

Международный инжиниринг – это сравнительно новая специализация в производственной и научно-технической сфере, охватывающая исследования, разработку инноваций, проектирование, обеспечение и монтаж оборудования, строительство и пусконаладочные работы. Сюда же входят консультации, позволяющие снизить капитальные затраты на создание и переустройство производственных мощностей и их участков.

Торговля инженерно-техническими услугами предусматривает ряд коммерческих сделок по обмену технологиями. Она затрагивает большую часть прогрессивных разработок, но может ограничиваться и традиционными технологиями. Её нечасто применяют к уникальным технологиям с их лицензионным оформлением, где услуги инжиниринга могут играть роль сопутствующих. В этом случае способами передачи технологий обычно является большинство привычных видов коммерческих сделок.

Само понятие «инжиниринг» (английское «engineering») – однокоренное слово к термину «инженер», который в свою очередь произошёл от латинского «ingenium» (талант, способности, изобретательность).  Это вовсе не означает, что «инжиниринг» и «инженер» равносильные понятия, означает выполнение инженерных работ.

Инжиниринг – это предоставление консультационных инженерных услуг на коммерческой основе. Это могут быть проектные и пред(после) проектные услуги, рекомендации по использованию оборудования, сбыту выпускаемой продукции и др. Концепция «инжиниринг» предполагает инженерно-консультационное препровождение проектов, которое может быть частичным, полным или расширенным. Отсюда следует, что инжинирингом считается предпринимательская деятельность организаций по продаже инженерно-консультационных услуг (работ), связанная с построением объектов промышленной собственности, с проектными работами и непосредственно с производством.

Международный нжиниринг включает в себя полный инновационный цикл, т.е. все его этапы:

Во-первых, это инженерно-консультационная помощь широкого спектра, оказываемая в самых разных областях. В установлении характера этих услуг термин «инженерный» имеет ключевое значение, указывая на их техническое содержание.

Во-вторых, оказание подобных услуг не является передачей материально технических ценностей (ТМЦ).

В-третьих, услуги международного инжиниринга направлены на содействие инновационным процессам, начиная со стадии разработки и заканчивая этапом коммерциализации, что очень важно. Это и отличает инжиниринг от инженерной деятельности, в нём всегда присутствует коммерческая составляющая.

В-четвертых, данные услуги предлагаются предпринимателями на платной основе, т.е. рассматриваются как товар, а не технологическая фаза его создания.

Понятие «инжиниринг» часто применяется за рубежом в качестве определения промышленной отрасли в целом (Франция и США) либо серии услуг по производству вышеуказанных работ (Германия, Англия и Италия).

В терминологии Запада бизнес, подобный нашему инжинирингу, называется The Fabless Business Model, где «fabless» – это разработка без производства. Fables-firm – фирма-разработчик, не имеющая своих производственных мощностей. Фаблесс-фирмы широко распространены в производстве техники на полупроводниках.

Особенности международного инжиниринга

·    Реализация одной из производственных услуг, облечённой не в вещественную форму продукта, а в полезный эффект (консультирование, проектирование, обучение и др.).

·    Взаимосвязь подготовки и сопровождения производственного процесса с конечной реализацией, которые рассчитаны на промежуточное и заключительное потребление реализуемых благ и услуг.

·    Присутствие коммерческих качеств, проявившихся в ходе купли-продажи.

·    Несходство с лицензиями и «ноу-хау». На инжиниринговом рынке предметом купли-продажи являются предложения по систематизации, подготовке, адаптации к использованию в определённых условиях и передаче квалифицированным специалистам производственных и научно-технических знаний и опыта. Подобные услуги воспроизводимы и могут предлагаться множеством фирм в отличие от продажи «ноу-хау», лицензий и инноваций, доступных для продажи только их авторам и настоящим владельцам.

·    На мировом рынке ключевыми факторами успеха считаются специализация, профессионализм и комплексность, опирающиеся на многогранное и независимое взаимодействие со множеством организаций. Сегодня лидирующие мировые позиции занимают известные международные инжиниринговые центры, способные к самостоятельному «междисциплинарному инжинирингу».

Признание сотрудничества инжиниринговых компаний существенным аргументом в конкурентной борьбе вызвало быстрое развитие следующих форм кооперации труда:

-   основание новой компании слиянием с одной из поглощённых фирм;

-   образование долгосрочных совместных предприятий;

-   образование краткосрочных СП под реализацию конкретного проекта;

-   подписание договоров о сотрудничестве.

Помимо этого, участилось создание консорциумов, которые ускоряют получение заказов, имея в своём составе финансовые государственные учреждения и банки. Появилась возможность создавать даже временные консорциумы.

·    Широчайший операционный комплекс инжиниринговых компаний можно разделить на три вида деятельности – проектно-консультативную, подрядную и управленческую.

·    Значительные трудности вызывает установление оптимальной цены на услуги международного инжиниринга. С этой целью проводится мониторинг конкурентной информации из разных областей мирового рынка. Применяются также методы традиционной оплаты. Так, услуги инжинирингового центра, который является генеральным поставщиком и подрядчиком в одном лице, колеблются в границах 10-20% от суммы затрат на его сооружение (с учётом масштабов объекта). Бывает, что при отсутствии шаблонов приходится использовать для расчётов оплаты почасовую ставку специалистов. В таких случаях результаты расчёта для специалистов выглядят следующим образом:

-   высший класс – 60-70 доллар/час,

-   средний класс – 30-35 доллар/час;

-   низший класс – 20-25 доллар/час.

Компания среднего уровня имеет в штате примерно 3-4 специалистов высокой квалификации и 1-2 секретарей, количество остальных сотрудников может варьироваться при необходимости.

Международный инжиниринг и его виды

Международный инжиниринг (инженерно-технические услуги) подразделяют на три вида:

·      консультационный (интеллектуальные услуги) – необходим для проектирования объектов, составления планов строительства, контроля выполнения работ;

·      технологический – предлагает заказчикам технологии, применяемые в процессе строительства и эксплуатации определённых объектов;

·      строительный – подразумевает поставку (монтаж) оборудования совместно с инженерным обеспечением работ.

Не так давно на рынке инженерных услуг возникло новое направление – реинжиниринг, который предлагают зарубежные инжиниринговые компании. Он предусматривает инженерно-консультативные услуги по реорганизации систем управления инвестиционными и производственно-коммерческими процессами хозяйственного объекта для усиления его конкурентоспособности и финансовой стабильности.

Существует реинжиниринг двух видов – кризисный и развивающий.

Кризисный нацелен на решение острых проблем компании и представляет собой комплекс мер для выхода из критической ситуации. Он применяется при неуклонном снижении финансово-коммерческой активности и угрозе банкротства компании.

Реинжиниринг второго вида используется при снижении динамики развития компании, когда действующая управленческая и организационная структура достигла критической отметки в получении прибыли.

Кто работает в международном инжиниринге

Развитые страны насчитывают десятки и сотни тысяч инжиниринговых компаний и небольших фирм. К примеру, в США работают более 25 000 подобных организаций различного профиля и масштаба деятельности. Часть из них узкоспециализирована и не выходит за рамки консультаций по частным вопросам (составление баланса, выбор земельного участка, архитектурное оформление и пр.). Чаще всего такая фирма имеет одного эксперта в определенной области, в обязанности которого входит только консультирование. Вместе с тем в Америке существует масса фирм-гигантов, которые занимаются строительным инжинирингом и выполняют полный цикл обязанностей по созданию крупных объектов.

Мировой практике известны две категории фирм, основным видом деятельности которых является международный инжиниринг:

1) Специализированные инжиниринговые фирмы, которые с учётом вида услуг тоже подразделяются на 2 группы.

·        Инженерно-консультационные организации проводят технические консультации. В поле их деятельности не входит ни строительство, ни производство. Однако сфера их интересов довольно широка. Она охватывает промышленные объекты, нуждающиеся в специфических технологиях, и гражданское строительство (аэродромы, порты, транспортные магистрали, городское строительство, шахты).

·        Инженерно-строительные компании предлагают целый комплекс специализированных услуг (в т.ч. проектирование объектов, поставка и монтаж оборудования, наладка и ввод его в эксплуатацию). Эти структуры обычно исполняют роль генеральных подрядчиков объектов, для чего задействуют субпоставщиков в лице строительных и машиностроительных компаний.

Кроме проектирования военных и гражданских объектов инженерно-строительные фирмы разрабатывают и промышленные объекты, требующие использования специализированных технологий.

Инженерно-консультационные компании развитых стран специализируются по видам инжиниринговых услуг и их отраслевой ориентации. Так, в Англии, США, Японии и Италии превалируют комплексные инженерно-строительные услуги, во Франции, наоборот – инженерно-консультационные.

Кроме того, за рубежом работают крупные инженерные центры с огромным спектром инжиниринговых услуг, открывающие свои филиалы за границей. Их деятельность в основном ориентирована на экспорт. К примеру, в Западной Германии доля экспортных заказов этих фирм составляет около 60%, во Франции и Америке примерно 30%.

С учётом характера хозяйственных связей специализированные инжиниринговые организации подразделяются на независимые и аналогичные промышленным компаниям. Первые самостоятельны в хозяйственном плане и не связаны с промышленными структурами. Но в действительности многие из них плотно сотрудничают с солидными индустриальными компаниями (филиалами, агентами), действуя в их интересах.

Родственные специализированные инжиниринговые организации – это, как правило, филиалы или дочки важных генеральных подрядчиков, основным направлением деятельности которых является международный инжиниринг.

2) Промышленные фирмы входят во вторую категорию фирм, функционирующих на ниве инжиниринга. Среди них выделяют:

·      компании-проектировщики, которые для сохранения секретов производства занимаются технологическим проектированием, создавая новые или расширяя существующие производства на основе своих ноу-хау и патентов. Для проведения второстепенных инженерно-консультационных работ они привлекают подрядчиков и затем отслеживают эти работы;

·      компании-производители оборудования, которые выполняют инжиниринговые работы для повышения продаж своей основной продукции. В основном здесь речь идет о проектировании больших установок, оборудование для которых изготавливает  эта же компания.

Для предоставления инженерно-технических услуг транснациональными промышленными компаниями (ТНК) создаются проектные бюро или конструкторские отделы. В некоторых случаях машиностроительные компании, проектирующие только узкопрофильные предприятия или некоторые виды технологических процессов, при проектировке комплексных предприятий объединяются с другими инженерными фирмами.

Очень часто, при строительстве больших объектов, компании, предоставляющие услуги международного инжиниринга, создают долгосрочные или временные консорциумы, объединяющие национальные и зарубежные фирмы. Обычно такие консорциумы финансируются банками в тесной связи с генеральным подрядчиком, отвечающим за действие всего консорциума.

Где востребован международный инжиниринг: примеры сегментов рынка

На мировом рынке выделяются четыре сегмента межнационального инжиниринга:

1) Рынки Ближнего Востока, Восточной Европы, Индии и Северной Африки включают страны, всецело заинтересованные в российском инжиниринге. Этот расширяющийся сегмент имеет отличные перспективы своего развития, что в настоящее время характерно и для многих стран мира. Ещё одно преимущество, специфичное уже для российских компаний – это «традиционные связи», которые носят политический и экономический характер и позволяют отечественным исполнителям получать подряды в указанных странах.

Тем не менее, эти рынки несут российскому бизнесу множество угроз, две из которых весьма опасны. Во-первых, это весьма высокая квалификация национальных компаний, которые вдобавок имеют поддержку своего правительства. Они предлагают более дешёвые услуги международного инжиниринга и с ними трудно конкурировать.

Во-вторых, учитывая специфику запросов заказчика, особенности местного законодательства и другие условия, большинство вопросов в этих странах нужно решать с нуля. Так, чёткие контрактные схемы, разработанные для Алжира, из-за налогового права не приемлемы в Сирии.

Это характерно для строительных и проектировочных стандартов, рабочих процессов и осуществления поставок. По аналогичным причинам ограничения для стран-поставщиков существуют в ряде других стран. Например, Сирия не допускает поставки из США, запрещённые, кстати, самим поставщиком. Имеет место и своеобразный «менталитет отношений», который часто недооценивают. Однако, «местная конкретика» каждой страны требует внимания ко мнению компетентных людей.

2) Проекты зарубежных заказчиков в России связаны с заинтересованностью иностранных компаний в российских инженерных ресурсах. Это вызвано не только правовыми и экономическими факторами. Инжиниринговые фирмы из-за рубежа иногда не в силах решить проблемы, возникающие у них в России как у инженеров-проектировщиков, да ещё и проблемы заказчиков. К тому же, заказчики норовят переложить свои трудности на эти организации – вот то, в чём преуспевают наши отечественные компании.

В настоящее время для этого сегмента характерно уменьшение количества зарубежных проектов, заказанных в России, среди всемирного бума топливно-энергетических проектов. Конечно же, эта особенность несёт своеобразные угрозы участникам рынка. В действительности любой зарубежный проект может быть остановлен, заморожен или отобран.

При таких обстоятельствах самые «лакомые куски» прокьюремента и инжиниринга западных заказчиков достаются отнюдь не нашим компаниям. Для примера возьмём Харьягу – исключительно отечественный проект на территории России. Однако, заказчиком проекта стала компания Тотаl. А не так давно подрядчиком для второй фазы становления Харьягинского месторождения был назначен Реtrofac, не имеющий ни статуса, ни навыков работы в нашей стране. Аналогичный пример – на Ковыкте управляющей компанией опять оказался Реtrofac, а на Ванкоре, наряду с российским заказчиком, управление передано фирме SNC Lavalin.

По большому счёту ситуация меняется, но, к сожалению, в сторону сокращения этого сегмента.

3) Проекты, где российские заказчики по объективным причинам не могут обойтись без привлечения международных инжиниринговых ресурсов, что в определённой степени обуславливает их реализацию по международным принципам и стандартам.

К примеру, строительство завода в Туапсе компанией «Роснефть». Почти все лицензиары проекта — иностранные компании. В числе управляющих инжиниринговых центров - два десятка лидеров международного инжиниринга из Европы, Америки, Японии. При одобрении такого формата реализации «Роснефтью» наш отечественный инжиниринг будет вынужден соблюдать правила зарубежных компаний.

Среди перспектив этого сегмента снова его растущий объем. Серьёзных угроз в этом случае две. Одна состоит в том, что российские заказчики не сильны в играх по зарубежным правилам, которыми бесспорно пользуются крупные мировые игроки, что доказала ситуация в Туапсе. Другими словами, двадцатка крупнейших зарубежных компаний, приглашённых «Роснефтью», заявила, что у нас всё не так и нужно делать по-другому. Поэтому сейчас проект испытывает определенные сложности в своём развитии.

Аналогичная ситуация сложилась и с проектом платформы, возводимой на месторождении им. П. Корчагина. Начальная стратегия контракта ЛУКОЙЛ существенно изменилась под давлением  именно западных партнеров. Этого можно было не допустить и без явных потерь для всех участвующих.

Другая угроза — сложная атмосфера конкуренции, в которую попадают российские компании, и особенно те из них, кто не различает особенности развития международных проектов и российских.

Преимущества и недостатки работы в международном инжиниринге

Годы работы на рынке международного инжиниринга доказали эффективность некоторых «опорных точек», позволяющих российским инженерным компаниям стабильно развиваться и получать конкурентные преимущества.

В первую очередь, это опыт участия в иностранных проектах, который имеется у ведущих российских компаний.

Второе – умение находить для проекта дополнительные ресурсы сверх доступных в регионе его непосредственной реализации. Иначе говоря, потребуются мобильные кадры и безусловная гибкость при выборе средств на воплощение проекта.

Как правило, формирование проектных групп происходит на местах – там, где предстоит выполнять услуги международного инжиниринга, к примеру, в Алжире. При этом выгодно приглашать для сотрудничества иностранных специалистов из Германии и Ближнего Востока.

Следует отметить ещё одно достоинство крупных инженерных компаний — возможность вовлечения инвестиций. И здесь опыт сотрудничества с зарубежными партнёрами по реализации проектов, по проведению совместных тендеров и просто в рамках общения на конференциях, безусловно, оказывается очень кстати.

Но существуют и слабые стороны. Одна из них – недостаток российских специалистов, обладающих  опытом участия в международных проектах. Несмотря на то, что СССР плодотворно работал за рубежом, эти проекты были в основном очень специфичными и строились по своеобразным правилам. К тому же, сам факт интенсивного развития и становления российских компаний не всегда играет на руку.

В аспекте стабилизации рынка современное развитие инжиниринга связано с несколькими факторами. Сегодня в России сохранились и даже преумножились тенденции Советского Союза к тщательному документированию. Сюда же относится ценообразование, построенное на чётких нормативах. Отсюда и более строгое регламентирование со стороны государства по сравнению с мировой практикой.

В иностранных державах решающая роль отводится заказчику, а не государству. Вопреки практике подавляющей части зарубежных рынков, российский поставщик оборудования назначается на этапе проектирования, что снижает роль инжиниринга в привычном отечественном снабжении (procurement). К сожалению, наши технические решения зачастую тоже фиксируются на самых ранних стадиях. В то время как за рубежом многие технические решения в ходе строительства (в частности, линейного) принимаются по усмотрению подрядчика.

Какими качествами должен обладать международный инжиниринговый центр

Анализируя ситуацию на мировом рынке и учитывая особенности большинства из них, можно утверждать, что конкурентоспособность международной инжиниринговой компании в первую очередь определяют 4 фактора: стратегия, организация системы управления, порядок управления проектами и ресурсы. Именно они определяют компанию как инжиниринговую.

1) Стратегия — это осмысление реальной ситуации на рынке, куда выходит компания, и организация её деятельности с учётом перечня услуг, которые она может предложить на этом фоне.

2) Система организационных единиц, формирующая производственную и финансовую структуру, вырабатывается на основе стратегии. Сообразно определяется и корпоративная стратегия, безусловно соответствующая стратегическим целям акционеров, которые рассматриваются в качестве направлений инвестирования.

Для вновь созданной действующей компании главное – действовать эффективно и находиться под реальным управлением. С этой целью для её продвижения вырабатывается набор проектов, сформированных по методам проектного управления аналогично проектному портфелю в управлении.

Имеются некие базовые значения, ежедневно контролируемые в виде деловых экранов, т.е. экономические и производственные показатели в двух плоскостях. Одна — по проектам, другая — по подразделениям, создающим финансовую структуру компании. Вот эта проектно-матричная структура способна повысить управляемость и эффективность организации, если ресурсы построены по проектам. К тому же, каждая проектная группа будет иметь представителей, подчинённых соответствующим профильным подразделениям проектирования, снабжения (procurement) и др.

3) Управление по показателям и управление персоналом — эти организационные системы строятся на базе уже созданной концепции управления проектным портфелем и системы финансовой структуры.

Следующий уровень в пределах каждого проекта предусматривает традиционное управление, основанное на общепринятых стандартах управления проектами (РМ ВоК).

4) Ресурсы – то, на чем базируется всё вышеперечисленное, что превращает инженерную компанию в инжиниринговую плюс ноу-хау. В сфере международный инжиниринг - это кадровый потенциал, т.е. специалисты с их знаниями и опытом. Во-вторых, это методы проектирования, частично взятые с рынка, а частично разработанные компанией, и, конечно же, это техническое обеспечение.

С точки зрения прокьюремента, роль ноу-хау должна выполнять информационная база сведений о поставщиках. Она создаётся на каждой стадии прокьюремента: от простых опросов с открытой информацией до самого ценного для такого рода компаний – практического опыта взаимодействия с поставщиками. База данных содержит преимущества и недостатки каждого поставщика, а также возможные риски, с ними связанные.

Еще пример ноу-хау, безусловно, очень ценного для компании, занимающейся поставками. В этом случае можно использовать понятие «экспедайтинг», взятое из опыта западных компаний-поставщиков. Это программы, контролирующие обеспечение своевременных поставок в рамках проекта и их ускорение для нейтрализации рисков.

Какой договор заключать на оказание международных инжиниринговых услуг

1. Типовой договор ICC для реализации крупных проектов «под ключ». Этот документ – более полная версия стандартного договора ICC, заключаемого при возведении объектов «под ключ». Он содержит 110 страниц и призван создавать своеобразную схему, используемую для обсуждения грандиозных или дорогостоящих проектов в сфере строительства и услуг международного инжиниринга. Любопытно, что этот договор подробнейшим образом толкует разрешение споров путём обращения в CDB – Объединенный совет по разрешению споров. Благодаря такой детализации стороны могут быстро урегулировать многие споры самостоятельно.

2. ФИДИК (Международная федерация инженеров-консультантов) отражает интересы специалистов, работающих в сфере «международный консультационный инжиниринг». Данной организацией разработана серия типовых договоров, а также замечаний к сервисным договорам, в основу которых заложены международные технологии. 

3. Оргалайм, Европейская ассоциация машиностроительной промышленности в свою очередь тоже предлагает формы договоров и общие условия на поставку механической, электротехнической продукции и электроники.

 

Возврат к списку