Нарушение правил торговли: виды ответственности, нормативные документы

28.03.2016

lori-0003016508-smallwww.jpg

Нарушение правил торговли рассматривает порядок и основания привлечения продавца, производителя либо исполнителя к ответственности. Возможно их привлечение к административной, гражданско-правовой либо уголовной ответственности. Также существует вероятность мирового масштаба наказания для нерадивых бизнесменов, в деятельности которых было допущено нарушение международных правил торговли.

Когда наступает административная ответственность за нарушение правил торговли

Административное правонарушение – антиобщественное, противоправное, виновное действие либо бездействие, в отношении которых установлена административная ответственность положениями действующего законодательства. Административная ответственность предполагает следующие признаки:

1) Фактическое основание – допущенный административный проступок. В большинстве случаев это не столь вредные нарушения, которые могли расцениваться как преступления.

2) Наличие специфических видов взыскания, относящихся по правовой природе к категории административных мер.

3) Привлечение к административной ответственности приводит к особым административным отношениям, одной стороной которых выступает правонарушитель, другой – представитель государства, имеющий полномочия привлекать к административной ответственности. Регулируются данные отношения положениями процессуального и административного права.

4) Внесудебный порядок рассмотрения дел (ст. 194 КоАП РСФСР);

5) Относительная простота производства по тратам времени.

6) Отсутствие судимости.

7) Относительно короткие сроки привлечения стороны к ответственности.

Административное взыскание представляет собой меру ответственности, действующую с целью воспитания лица, допустившего административное правонарушение, а также для предупреждения повторных нарушений. Административные взыскания могут быть в виде:

- Штрафа
- Предупреждения
- Возмездного изъятия либо конфискации предмета, который представляет собой объект административного правонарушения либо орудие его совершения
- Административного ареста
- Исправительных работ
- Лишения специального права
- Административного выдворения из России – для лиц без гражданства либо иностранных граждан.

Административные проступки являются менее вредными по сравнению с преступлениями, следовательно, и административные взыскания являются не столь суровыми как уголовные наказания. Многие проступки при этом не предполагают непосредственный материальный вред. Следовательно, недопустимо в таком случае применение средств гражданско-правового принуждения. Накладываться административное взыскание может не позднее двух месяцев с момента совершения отчетного правонарушения. В случае с длящимся правонарушением – не позднее двух месяцев с момента его обнаружения.

Положениями действующего административного законодательства установлены разные составы административных правонарушений в сферах ЖКХ, финансов, торговли и пр., совершение которых приводит к привлечению физических и юридических лиц к административной ответственности. Однако самые важные по своей социальной значимости – нарушения правил торговли. Выделяются в данной области следующие составы нарушений и соответствующие размеры нарушений:

1) Нарушение правил торговли — при продаже товаров в организациях и предприятиях, занимающихся торговлей. Вне зависимости от форм собственности, и гражданами-предпринимателями. Нарушение действующих правил торговли приводит к штрафу 3-25 минимальных размеров оплаты труда.

2) Незаконная торговля товарами (прочими предметами), в отношении которых действует запрет либо ограничение на свободную реализацию – штраф 3-100 минимальных размеров труда, включая конфискацию предметов либо товаров или без конфискации.

3) Реализация товаров с нарушением санитарных норм либо продукции ненадлежащего качества – 3-25 минимальных размеров оплаты труда.

4) Продажа продовольственных товаров без сертификатов и/либо знака соответствия либо в нарушение санитарных норм – предупреждение или штраф 5-100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией либо без.

5) Продажа товаров без документов – штраф 50-100 минимальных размеров оплаты труда.

6) Нарушение государственной дисциплины цен – штраф 50-100 минимальных размеров оплаты труда.

7) Торговля подакцизными товарами без маркировки марками установленных образцов – штраф 10-100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией соответствующего товара.

8) Нарушение правил торговли спиртной продукцией – штраф 100-200 рублей.

9) Обмен потребителей в небольших размерах (включая обвешивание, обмеривание, введение в заблуждение о потребительских свойствах, обсчет, и пр.) – 1-30 минимальных размеров оплаты труда.

Государственные органы согласно действующему законодательству имеют полномочия защищать права потребителей. В их числе Министерство по антимонопольной политике со своими территориальными подразделениями. Этим органом рассматриваются дела по факту антимонопольного законодательства, с государственным контролем соблюдения положений законов и прочих российских правовых актов, которые регулируют отношения в сфере защиты прав потребителей.

Деятельность данного органа в этой сфере может быть разделена на 2 основных направления:

1) Защита прав конкретного гражданина-потребителя

2) Защита прав неопределенного круга потребителей

Начинаются действия антимонопольных органов в первом случае с рассмотрения заявлений, поступивших от граждан. Если хозяйствующий субъект отказывается добровольно удовлетворить законные претензии со стороны потребителя, антимонопольными органами будет возбуждено дело по факту нарушения конкретных статей законодательства, принимая комплекс мер для принудительного удовлетворения требований со стороны потребителя – выдавая предписания, обязательные для исполнения. Предусмотрена и выдача предписаний о приостановлении либо прекращении продажи товаров для случаев, когда специалисты антимонопольных органов выявили факты подобных нарушений:

> 1. Продажа продукция с истекшим сроком годности.

2. Торговля товарами (выполнение работ), в отношении которых установлены сроки службы либо сроки годности, однако они не соблюдены.

3. Торговля товарами (предоставление услуг, выполнение работ), не имея при этом достаточную и достоверную информацию о товаре (предоставляемой услуге или товарах).

Выносится предписание согласно принятому решению в течение 3 дней с момента разбирательства дела, либо оформляется в течение 3 дней с момента предоставления акта проверки продавца (исполнителя, изготовителя). Подлежит предписание добровольному исполнению, с обязательным соответствующим уведомлением в адрес антимонопольного органа. Если предписание не выполняется, либо несвоевременно выполняется, антимонопольные органы уполномочены к возбуждению дела для привлечения к ответственности виновных лиц. Возможен также штраф до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Антимонопольный орган в пределах собственной компетенции направляет материалы о допущенных нарушениях на рассмотрение органа, который выдал лицензию на соответствующую деятельность, чтобы решить вопрос приостановления действия этой лицензии либо о её досрочном аннулировании; органов прокуратуры; прочих правоохранительных органов по подведомственности, материалов для разрешения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, которые связаны с нарушением прав потребителей, установленных законодательством.

На продавцов, исполнителей и изготовителей по требованию со стороны государственного антимонопольного органа либо территориальных управлений возлагается обязательство о предоставлении достоверных документов, устных либо письменных объяснений, прочей информации для защиты интересов потребителей.

В сфере защиты прав потребителей действуют не только антимонопольные, но также прочие государственные органы. В частности, обеспечивается контроль безопасности и качества товаров (услуг, работ) органами государственного управления:

- Госстандарт России,
- Министерство экологии и природных ресурсов,
- Го¬сударственный комитет санэпидемиологического надзора,
- Госторгинспекциясо своими территориальными управлениями и органами.
- Прочие федеральные органы исполнительной власти.

У данных органов в пределах своей компетенции есть право направления предписаний об устранении нарушений требований в отношении безопасности товаров, о снятии с производства, о прекращении производства и реализации таких товаров, о прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности и службы, также в ситуации, когда не установлены подобные сроки, однако должны быть, и предписания о приостановлении продажи продукции, если отсутствует надлежащая информация о них, об отзыве товаров о потребителей.

У федеральных органов исполнительной власти есть полномочия утверждения штрафов для следующих случаев:

1) При уклонении от исполнения либо при несвоевременном исполнении законных предписаний, также при причинении ущерба для потребителей предоставляемыми товарами (услугами, работами), не соответствующими требованиям в отношении безопасности продукции и услуг – до 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

2) Продажи товаров, работ либо услуг, включая импортные, без сертификатов соответствия товаров (услуг, работ) обязательным требованиям стандартов – штраф в размере стоимости реализованных товаров (услуг, работ).

3) Нарушения правил обязательной сертификации органами по сертификации, предоставление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) испытательными центрами (лабораториями) при их обязательной сертификации – штраф в 2-кратной стоимости соответствующих товаров.

Необходима уплата всех указанных штрафов в течение 30 дней с момента получения соответствующих решений о штрафе.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение правил торговли

Гражданско-правовая ответственностьза нарушение правил торговли является одним из видов юридической ответственности – в виде санкций, действующих в отношении правонарушителя как дополнительно гражданско-правовые обязанности. Основная функция гражданско-правовой ответственности в качестве средства охраны прав потребителей заключается в компенсации – ответственность за нарушение правил торговли направлена на восстановление нарушенной имущественной сферы потребителя.

На продавца может быть возложена гражданско-правовая ответственность следующих форм:

1) Возмещение убытков.
2) Уплата неустойки.
3) Компенсация морального вреда.

В качестве причинителя может выступать изготовитель, продавец, исполнитель либо организация, выполняющая функции изготовителя (продавца). Вред, с объективной стороны, должен представлять собой следствие нарушения прав потребителей со стороны указанных лиц.

Самая суровая форма ответственности за нарушение правил торговли - уголовная

Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей о защите прав потребителей при нарушении правил торговли и в отношении привлечения к ответственности виновных лиц.

В том числе:

1) Заведомо ложная реклама (ст. 182 УК РФ) — штраф за нарушение правил торговли 200-500 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного за период 2-5 лет, или обязательные работы в течение 180-240 ч., или арест на срок 3-6 месяцев, или лишение свободы до 2 лет.

2) Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, которое привело к массовому заболеванию либо отравлению людей по неосторожности – штраф 100-200 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты или другого дохода осужденного за срок 1-2 месяца, или лишение права находиться на определенных должностях либо ведения определенной деятельности до 3 лет, или ограничение свободы до 3 лет, или лишение свободы до 2 лет. В отношении аналогичного нарушения, которое привлекло к смерти человека по неосторожности, установлено ограничение свободы либо лишение свободы до 5 лет.

3) Производство, перевозка либо хранение с целью сбыта или непосредственно сбыт продукции, выполнение услуг либо работ, не соответствующих требованиям безопасности для здоровья либо жизни потребителей, также неравномерная выдача либо применение официального документа, который удостоверяет соответствие указанных товаров либо услуг требованиям безопасности – штраф 500-700 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного в течение срока 5-7 месяцев, или ограничение свободы либо лишение свободы до 2 лет.

Если аналогичные деяния были совершены:

- Неоднократно.

- Группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой.

- Были совершены в отношении товаров, услуг либо работ, предназначенных для детей возрастом до 6 лет.

- Привели по неосторожности к смерти либо к тяжкому вреду для здоровья человека.

Действует в этом случае штраф 700-1000 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты за период 7-12 месяцев, или ограничение свободы до 3 лет, или лишение свободы до 6 лет с конфискацией имущества либо без неё.
Если указанные деяния привели по неосторожности к смерти 2 или большего количества лиц – лишение свободы на 4-10 лет.

4) Обман потребителей (ст. 200 УК РФ), включая обвешивание, обмеривание, введение в заблуждение о потребительских свойствах, обсчет, и пр., -если произведены в значительном размере – штраф 100-200 минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты либо другого дохода осужденного за срок 1-2 месяца, или обязательные работы сроком 180-240 ч., или исправительные работы на 1-2 года.

Если аналогичные действия совершены:

- Организованной группой либо группой лиц по предварительному сговору.

- Лицом, которое ранее было осуждено по факту обмана потребителей.

- В крупном размере.

Наказание за нарушение правил торговли в виде лишения свободы до 2 лет с лишением права находиться на определенных должностях либо ведения определенной деятельности до 3 лет.

Нарушение правил и условий международной торговли

Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮМСИТРАЛ) сформировала несколько значимых документов в сфере международного торгового права:

1) Конвенция о единообразном законе о заключении договоров международной купли-продажи товаров (1964 г.).

2) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.).

3) Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974 г.).

4) Конвенция ООН о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (1985 г.).

В рамках международной торговли важное значение отводится конвенциям в сфере международного торгового арбитража, ставшего преобладающем способом при разрешении вопросов в международном торговом обороте. Россия входит в число участниц 4 международных конвенций в сфере арбитража:

- Нью-Йоркской конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (1958 года.);

- Гаагской конвенции 1899 и 1907 годов.;

- Вашингтонская конвенция 1965 года.

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров – является международным документом, содержащим свод унифицированных правил, объединяющих международную практику продажи товаров. Участниками данной конвенции являются 56 стран мира.

Положениями Конвенции регламентирован порядок заключения, также основные положения договора, с определением основных обязательств покупателя и продавца, перечня объектов договора купли-продажи, в отношении которых не действует конвенция, способствует устранению значительных расхождений в положениях национальных законодательств.

Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) разработаны Международным институтом унификации частного права. Утвержденные Принципы позволяют охватить аспекты, в отношении которых не действует Венская конвенция (переход права собственности на товар, действительность договора, вопросы неустоек, штрафов и пр.).

Также в международной торговле ведется довольно обильная работа в вопросах гармонизации и унификации торговых обычаев. В данном процессе основная роль отводится Международной торговой палате, основанной в 1919-м году. Под руководством данной торговой палаты были сформированы значимые документы для информирования о практике и обычаях международной торговли.

Торговый обычай – общепризнанное правило, которое сформировалось в рамках международной торговли на основании единообразного и постоянного повторения фактических отношений контрагентов. Торговое обыкновение является установленным порядком либо фактически сформировавшимся правилом для определения воли сторон, которая не была прямо выражена в договоре.

Один из первых и самых распространенных актов МТП – Международные правила по толкованию терминов Инкотермс 2010.

Благодаря работе с правилами Инкотермс 2010 компании из разных стран получили возможности значительно облегчить процедуры договоров купли-продажи. Приняты данные правила на международном уровне – правительствами, юридическими компаниями и коммерческими предприятиями всего мира. Они фактически являются толкованием терминов, наиболее применимых в отношении международной торговли.

Последняя редакция данного документа известна как Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) – действовать начала с 1-го января 2011-го года.

Разделены данные международные правила на 4 категории – E, F, C, D. Обозначаются термины 3 буквами. Первая предназначена для обозначения категории и самого важного, точки перехода обязательств по товару между продавцом и покупателем.

- E - у места отправки;

- F - у терминалов отправления основной перевозки, еще не была оплачена основная перевозка.

- C - у терминалов прибытия основной перевозки, уже произведена оплата основной перевозки.

- D - у покупателя, полноценная доставка.

В практике международного торгового оборота для расчетов контрагентов важное значение отводится единообразным обычаям и правилам о документарных аккредитивах (Публикация МТП №500 1993 г.). Также отводится важная роль Единообразным правилам о договорных гарантиях (банковских и пр.), принятым в 1977-м году, с новой редакцией в 1990-м г.

Кроме торговых обычаев, широкое распространение в рамках международной торговой практики получили типовые контракты, общие условия сделок и руководства по заключению контрактов.

Разработкой типовых контрактов, как правило, занимаются крупные участники международного торгового оборота, также профессиональные объединения субъектов международной торговли (в виде Торговых палат, международных организаций или отраслевых ассоциаций).

Важное значение сегодня отводится типовым контрактам, также общим условиям сделок, которые разработаны Европейской экономической комиссией ООН. Под руководством данной комиссии сформированы свыше 30 вариантов типовых контрактов, общих условий поставок по товарам следующих видов:

- 16 вариантов типовых контрактов для торговли зерновыми.

- Общие условия экспортных поставок машинного оборудования.

- Общие условия экспорта инвестиционных товаров;

- Руководство по заключения договора передачи «ноу-хау» в сфере машиностроительной продукции и пр.

 

Возврат к списку

×