Режим беспошлинной торговли

29.11.2016

Бестаможенная торговля

Беспошлинная торговля — это название таможенного режима (также используется термин «таможенная процедура»), под которым товары разрешается реализовывать в специализированных магазинах, при условии, что покупатель является физическим лицом, которое выезжает за пределы территории Таможенного союза. Для режима беспошлинной торговли характерно то, что в отношении товаров, находящихся под ним, не применяются различные таможенные налоги и пошлины, которые свойственны для других таможенных процедур. То же самое касается и прочих, нетарифных, мер таможенного контроля.

Что такое режим беспошлинной торговли и какие товары могут помещаться под него

Режим беспошлинной торговли в международной практике принято называть таможенной процедурой беспошлинной торговли. Суть её заключается в том, что находящиеся под ней товары разрешается реализовывать в специализированных магазинах определённому кругу лиц:

  • Дипломатическим агентам других стран;

  • Физическим лицам;

  • Лицам, состоящим на должностях в консульствах (а также их семьях, при условии, что они проживают совместно).

При этом не применяются таможенные пошлины и налоги.

В законодательстве Российской Федерации таможенная процедура беспошлинной торговли определяется при помощи отсылки на 302 и 303 статью Таможенного Кодекса Таможенного союза.

В этих статьях в частности говорится, что под данную процедуру могут быть помещены практически любые товары, если они не входят в списки исключений, исходя из каких-либо особенностей, например, если они относятся к категории запрещённых к реализации или требуют наличия специального сертификата. Кроме того, указывается, что право поместить товары под данный таможенный режим имеет только владелец магазина беспошлинной торговли.

Беспошлинная торговля, как таможенная процедура, предполагает продажу иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Российской Федерации, частным лицам для личного использования без уплаты налогов и таможенных пошлин. В зависимости от законодательства каждого конкретного государства, реализация некоторых товаров в рамках данной процедуры может быть запрещена.

Перечень товаров, запрещённых в Российской Федерации к помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли, включает следующие категории:

  • Те товары, которые не предназначаются для личного использования физическими лицами;

  • Товары, имеющие вес, превышающий 20 килограмм;

  • Товары, сумма высоты, длинны и ширины которых превышает 200 сантиметров;

  • Товары, которые разрешается реализовывать только в соответствующих в упаковках, при условии, что данные товары не были упакованы для того, чтобы их поместить под таможенный режим беспошлинной торговли;

  • Товары Таможенного союза, которые облагаются соответствующими пошлинами за осуществление их вывоза за таможенную территорию;

  • Товары, которые попадают в категорию запрещённых или находящихся под действием ограничения, не имеющего экономический характер.

Предусмотрены исключения из данных категорий товаров:

  • Любые морские животные, в том числе и икра, если они вывозятся с целью их реализации, упакованы соответствующим образом и имеют весь без упаковки не превышающий полкилограмма;

  • Икра рыб, относящихся к осетровым, если она находится в соответствующей упаковке и не превышает без неё весом 0,25 килограмм, а также имеет маркировку, описанную в соответствующей Конвенции, принятой в 1973 году;

  • Лекарства, витамины, гормоны и прочие препараты, которые можно использовать в медицинских целях. При этом все препараты должны быть зарегистрированы в России, находиться в упаковках, в которых их разрешается реализовывать. Ещё одно необходимое условие — возможность их реализации без назначения врачом;

  • Изделия из ценных материалов (камней и металлов), в том числе и янтаря, кроме его образований, имеющих ценность за счёт уникальности;

  • Различных изделий, которые несут сувенирный характер и представляют собой, к примеру, продукты народного мастерства.

Отдельно стоит оговорить особенности процедуры ввоза табачных изделий и алкогольной продукции. Для того чтобы его осуществить, необходимо наличие акцизных или специальных марок, наклеенных на товар ещё до того, как будет осуществлён его ввоз на таможенную территорию Таможенного союза.

И те и другие товары могут быть помещены под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Но чтобы это реализовать, потребуется наличие соответствующей надписи о том, что данная продукция ввозится исключительно для реализации в магазинах беспошлинной торговли. Эта надпись может быть нанесена на упаковку табачного изделия, либо этикетку алкогольной продукции. Допустимо использование русского и английского языка. Как правило, данная надпись наносится непосредственно на заводе-изготовителе типографским способом, поскольку именно оформленные таким образом товары в итоге являются приоритетными для магазинов, специализирующихся на розничной продаже товаров, помещённых под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

Согласно постановлению правительства РФ, в магазинах беспошлинной торговли запрещена реализация товаров, имеющих специальную маркировку.

После того, как товары помещены под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в их отношении производится освобождение от уплаты внутренних налогов и ввозных пошлин. В случае если какие-либо выплаты по таможенным тарифам произведены, они возмещаются на основании действующего законодательства.

Магазин как зона беспошлинной торговли

Любой магазин, специализирующийся на реализации товаров, помещённых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, должен функционировать в порядке, предусмотренном актуальными нормативно-правовыми актами. В числе требований — не только соблюдение законодательства, но деятельность с учётом условий наложенного на товары таможенного режима.

Следует отметить, что разрешается исключительно розничная торговля, поскольку оптовые продажи противоречат самой сути магазина беспошлинной торговли — продаже товаров для личных нужд. Оптовый покупатель с большой вероятностью рассчитывает перепродать товары и получить из этого финансовую выгоду.

Магазин, специализирующийся на розничной продаже товаров, помещённых под режим беспошлинной торговли, должен быть в обязательном порядке расположен исключительно на территории пропускного пункта через таможенную границу страны. Таковым пунктом может быть речной или морской порт, либо аэропорт — что встречается повсеместно в мировой практике.

Для открытия магазина, специализирующегося на беспошлинной торговле, необходимо наличие соответствующих документов, разрешающих осуществление торговли данной категорией товаров. При этом следует учитывать, что региональное законодательство может накладывать запрет на подобную деятельность, а потому данный вопрос необходимо изучать в первую очередь.

Юридическому лицу, желающему открыть магазин беспошлинной торговли необходимо уведомить о своём намерении таможенный орган, который отвечает за данный регион. Само уведомление должно быть оформлено произвольно в письменной форме, но в обязательном порядке включать дату, когда магазин беспошлинной торговли будет открыт.

Только после того, как таможенный орган получит уведомление, можно осуществлять выпуск товаров, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли.

В связи с этим необходимо соблюсти установленные в законодательном порядке сроки и подать объявление ранее, чем за 15 дней до даты, когда магазин, специализирующийся на розничной реализации товаров, помещённых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, будет открыт.

Таможенный орган подтверждает получение уведомления письменным образом.

Следует упомянуть, что деятельность магазина розничной беспошлинной торговли должна соблюдать все требования, устанавливаемые законодательством Российской Федерации, а также не противоречить тем принципам, которые изложены в Таможенном кодексе Таможенного союза. Кроме того, не стоит забывать, что в отношении определённых категорий товаров могут быть установлены какие-то особые правила хранения или реализации, за нарушение которых предусматривается административная, либо уголовная ответственность.

Чтобы легче обустроить магазин беспошлинной торговли, следует ознакомиться с требованиями, которые изложены в 84 статье Федерального закона.

Помещения, принадлежащие магазинам, специализирующимся на товарах, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, которые имеют статус зон таможенного контроля, как правило, могут включать следующее:

  • Складские помещения;

  • Торговые залы;

  • Подсобные помещения.

К помещениям, отведённым под магазин, специализирующийся на розничной реализации товаров, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, установлены определённые требования. Например, предусматривается, что помещения магазина должны быть расположены и спроектированы таким образом, чтобы это предотвращало возможность откладывания товара для его передачи или перепродажи лицам, не имеющим права приобретать данную категорию товаров.

Необходимо удостовериться, что нет возможности припрятать какой-либо товар, чтобы оставить его на таможенной территории Российской Федерации, либо незаметно пронести через какой-нибудь дополнительный выход.

Предусматривается, что магазин, специализирующийся на розничной реализации товаров, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, должен находиться на территории, где таможенный орган может производить постоянный контроль над его деятельностью. Кроме того, необходимо удостоиться, что магазин расположен за зоной, где происходит движение автотранспортных средств.

Единственной задачей магазина беспошлинной торговли является реализация товаров физическим лицам, которые выезжают за таможенную территорию Российской Федерации, и вся деятельность работников данной организации должна этому способствовать.

Не существует каких-либо строгих стандартов и правил о том, какие помещения должны в обязательном порядке быть в магазине для обеспечения его эффективной деятельности. Технически достаточно наличия торгового зала и складского помещения, откуда товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, будут выноситься в зал. А в тех случаях, когда торговый зал может вместить все товары, нет необходимости и в наличии склада. Тем не менее, следует учитывать, что товары должны быть расставлены достаточно наглядным образом, чтобы покупатели могли ознакомиться с предоставляемым ассортиментом, хорошо рассмотреть товары и, при необходимости, уточнить какие-либо их характеристики до того, как будет осуществлена покупка.

Федеральная таможенная служба Российской Федерации соответствующим приказом в 2010 году установила нормы обустройства складов, принадлежащих магазинам, специализирующимся на товарах, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли. В тех случаях, когда такой склад находится в таможенных пунктах Российской Федерации, от них требуется:

  1. Выполнение действий, которые обеспечивают сохранность товаров, предназначенных для реализации путём беспошлинной торговли;

  2. Принятие мер, позволяющих ограничить доступ к товарам, предназначенным для реализации путём беспошлинной торговли, посторонним лицам, то есть тем, кто не входит в число работников магазина;

  3. Принятие необходимых мер, которые позволяют обеспечить таможенный контроль в отношении товаров.

Те помещения, которые предполагается выделить под склад для товаров, предназначенных для реализации путём беспошлинной торговли, должны отвечать ряду требований, установленных соответствующими нормативно-правовыми актами, приводящими перечни требований противопожарной, санитарной, технической и других видов безопасности.

Предусматривается, что внутри склада, оборудованного для магазина, специализирующегося на беспошлинной торговле, не может быть расположено следующее:

  • Тамбуры;

  • Помещения для нужд персонала (столовые, раздевалки, комнаты отдыха и т.д.)

  • Коридоры;

  • Помещения, предназначенные для того, чтобы хранить в них различные материалы и товары, например, упаковки, предметы мебели, отходы, средства для уборки, оборудование для нужд магазина, инвентарь, инструменты и т.д.;

  • Вестибюли.

Что касается площади складского помещения под товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, то она должна быть достаточной не только для того, чтобы вместить все товары и оборудование, но и позволять без труда осуществлять необходимую рабочую деятельность.

Помещения склада под товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, должны иметь обозначения, которые необходимы в подобных зонах таможенного контроля.

К складам под товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, существуют дополнительные требования, затрагивающие различное оборудование, которое в обязательном порядке должно постоянно сохранять рабочее состояние:

  • Различное измерительное оборудование, которое необходимо для конкретных товаров, исходя из их особенностей, условий хранения, требований и всевозможных ГОСТов.

  • Оборудование, которое предназначено для погрузки и перемещения товаров по складу;

  • Прочее складское оборудование.

В отношении склада магазина, специализирующегося на беспошлинной торговле, существуют определённые правила. Например, требуется, чтобы в данном помещении были использованы двойные устройства для закупорки. Одно из них нужно для пользования владельцу магазина, а другое — таможенным органам для проведения необходимых процедур.

Кроме того, требуется, чтобы в помещении склада имелась свободная от товаров площадь 5 на 5 метров для того, чтобы таможенные органы могли на ней осуществлять процедуры таможенного контроля, товаров, помещённых под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Данную площадь требуется обозначить белой линией. Здесь должно находиться специализированное оборудование, предназначенное для осуществления операций по таможенному контролю.

Таможенный кодекс Таможенного союза устанавливает обязанности владельца магазина беспошлинной торговли.

При этом данные условия не являются слишком жёсткими и, как правило, ограничиваются простым требованием — исполнять условия, которые предусматривает таможенная процедура беспошлинной торговли. Помимо этого не следует забывать также и об тех порядках, которые требуют законодательство Российской Федерации, да и сам Таможенный кодекс Таможенного союза, особенно, это касается тех их частей, которые регулируют вопросы, связанные с таможенной процедурой беспошлинной торговли и сферы продаж в частности.

Помимо обязанностей, которые налагает таможенная процедура беспошлинной торговли, существует ещё и ряд требований непосредственно к владельцу магазина. Например, ему следует в установленные сроки предоставлять в таможенный орган необходимые отчёты о товарах и своей деятельности.

Кроме того, если товары, помещённые под таможенную процедуру беспошлинной торговли, будут утрачены, либо использованы в целях, не предусмотренных данной таможенной процедурой, владелец обязан выплатить таможенные пошлины, которые было бы необходимо выплатить за данные товары, в том случае, если бы они не находились под этим режимом.

Тем не менее, ответственность владельца магазина, специализирующегося на розничной реализации товаров, находящихся под действием таможенной процедурой беспошлинной торговли, может быть ограничена. Например, он освобождается от уплаты налогов и таможенных пошлин, если утрата данных товаров произошла не по его вине, а в силу каких-либо непреодолимых обстоятельств, которые он, к примеру, не мог предусмотреть, либо предотвратить.

Среди прочего, лицо, являющееся владельцем магазина, специализирующегося на беспошлинной торговле, обязано как минимум трижды в месяц отправлять в ближайший таможенный орган сведения о товарах, которые были помещены под таможенную процедуру беспошлинной торговли, а также тех товаров, которые были помещены под любую другую таможенную процедуру, но прежде находились под режимом беспошлинной торговли.

Аналогичный отчёт потребуется и в том случае, если магазин, специализирующийся на розничной реализации товаров, помещённых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, закрывается.

Таможенный Кодекс Таможенного союза предусматривает, что действие таможенной процедуры беспошлинной торговли будет прекращено в отношении тех товаров, чья реализация осуществилась. То есть сам процесс реализации является основанием для прекращения действия рассматриваемого таможенного режима. При этом реализация должна быть выполнена в соответствии с нормативно-правовыми актами.

Предусматривается, что владелец магазина, специализирующегося на розничной реализации товаров, помещённых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, обязан предоставлять отчётную документации в ближайшие таможенные органы. Форма данных отчётов устанавливается государственным органом, ведающим таможенными делами. В Российской Федерации эту роль выполняет Федеральная таможенная служба.

В тех ситуациях, когда магазин, реализующий товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, закрывается, в отношении них требуется осуществить следующие действия:

  1. Товары магазина беспошлинной торговли необходимо в обязательном порядке поместить под новую таможенную процедуру. Согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, данное действие следует осуществить в срок не позднее, чем один месяц с даты, следующей за днём, когда магазин официально закрыт. В тех случаях, когда в данный срок товары ещё не помещены под новый таможенный режим, таможенные органы обязаны их задержать.

  2. За каждый товар Таможенного союза, помещённый под таможенный режим беспошлинной торговли, требуется уплатить внутренние налоги, которые были возвращены ранее. Кроме того, требуется выплатить и проценты, рассчитанные по тем ставкам Центрального банка РФ, которые были актуальны та тот период, в который товары находились в данном магазине. Приведённое требование установлено законодательством России.

Все товары, которые были помещены под таможенную процедуру беспошлинной торговли, в подобных ситуациях утрачивают свой статус и приобретают новый — теперь они характеризуются, как товары, находящиеся во временном хранении. С данного момента их реализация запрещена. Кроме того, не разрешается помещать в данный магазин другие товары. Естественным следствием закрытия магазина беспошлинной торговли является помещение данных товаров под другие таможенные процедуры.

Сам факт того, что магазин, специализирующийся на розничной продаже товаров, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, закрыт, не является основанием для того, чтобы с его владельца были сняты обязательства, наложенные, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза.

Страны беспошлинной торговли: крупнейшие сети магазинов

 «Dufryruen» — это самая крупная сеть магазинов, специализирующихся на беспошлинной торговле. Данная организация возникла в 1869 году. Продолжительное время у неё имелся один сильный конкурент — «The Nuance Group», но после того, как «Dufryruen» его поглотила, она смогла открыть более чем полторы тысячи магазинов почти в шестидесяти государствах. На сегодняшний день компания имеет колоссальные доходы, благодаря беспошлинной торговле.

Но ещё больший доход — у организации «Dubai Duty Freeruen», которая имеет крупнейший объём продаж среди всех магазинов, специализирующихся на розничной продаже товаров, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли. Как следует из названия, организация действует преимущественно в городе Дубай. По аналогии с магазином Брендана О’Регана, магазин находится на территории аэропорта. Следует отметить, что помимо продаж в Международном аэропорту Дубай, «Dubai Duty Freeruen» действует ещё и на территории Международного аэропорта Аль Мактум.

 «World Duty Free Groupruen» — это организация, которая появилась вследствие объединения нескольких отдельных фирм:

  • Сеть магазинов «Autogrill Group», созданная в 1977 году в Италии;

  • Розничная сеть «Aldeasa», созданная в 1976 году в Италии;

  • «Alfa Airport Shopping», созданная в 1955 году в Великобритании;

  • «World Duty Free», созданная в 1984 году в Великобритании.

Управляющий центр «World Duty Free Groupruen» расположен в Италии. Всего организации принадлежит свыше полутысячи торговых центров и магазинов, специализирующихся на беспошлинной торговле в более чем в 20 государствах.

Впоследствии американский филиал компании был переименован новыми владельцами в «Duty Free Americas.», и в короткие сроки добился огромного денежного оборота в сфере беспошлинной торговли в Западном полушарии.

Следует также отметить и организацию «Duty Free Shoppersruen», чей магазин, специализирующийся на розничной продаже товаров, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, был открыт в 1960 году. Данная компания является одной из старейших в мире, хотя и не имеет столь же высоких показателей, как у более успешных конкурентов.

Организация «James Richardsonruen», расположенная в Австралии, имеет магазины беспошлинной торговли на своём материке, в Новой Зеландии и Израиле.

Что касается Греции, то на её территории в сфере розничной реализации товаров, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, эксклюзивные права принадлежат организации «Hellenic Duty Free Shopsruen». Данная компания не является предпринимательской. Её создало само государство в 1979 году.

«King Powerruen» — самая успешная сеть магазинов, специализирующихся на розничной продаже товаров, находящихся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, в Тайланде, которой принадлежит огромный торговый центр и множество магазинов в аэропортах страны.

Самые крупные центры, специализирующиеся на беспошлинной торговле, следующие:

  • «Dubai International Airport» (В Объединённых Арабских эмиратах, г. Дубай);

  • «Incheon International Airport» (В Южной Корее, г. Инчхон);

  • «London Heathrow Airport» (В Великобритании, г. Лондон);

  • «Singapore Changi Airport» (В Сингапуре);

  • «Hong Kong International Airport» (В Китайской Народной Республике, г. Гонконг);

  • «Paris-Charles de Gaulle Airport» (Во Франции, г. Париж);

  • «Frankfurt am Main Airport» (В Федеративной Республике Германии, г. Франкфурт-на-Майне);

  • «Tallink/Silja Terminal» (В Финляндии, паромный порт);

  • «Suvarnabhumi Airport» (В Таиланде, г. Бангкок);

  • «Amsterdam Airport Schiphol» (В Нидерландах, г. Амстердам).

Таможенная процедура беспошлинной торговли: особенности совершения торговых операций

Нормативно-правовые акты, связанные с таможенной процедурой беспошлинной торговли, в первую очередь устанавливают правила на торговые операции.

Целью таможенной процедуры беспошлинной торговли является розничная реализация товаров физическим лицам в специализированных магазинах, находящихся на таможенной границе Российской Федерации в частности, или любого другого государства. Для таможенной процедуры беспошлинной торговли характерно освобождение от налогов, пошлин и разнообразных мер нетарифного регулирования.

Технически под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут попасть практически любые товары, поскольку жёсткие ограничения в данном случае не устанавливается. Единственное, что, безусловно, является исключением, — товары, которые запрещены к таможенному перемещению, либо обороту.

Тем не менее, не стоит забывать, что управляющие органы Таможенного союза имеют полномочия создавать перечни товаров, которые будут запрещены к помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Поэтому всегда стоит удостовериться в том, что нужный товар не был включён в перечень исключений.

Как уже упоминалось, в магазине, специализирующемся на реализации товаров, помещённых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, запрещены оптовые продажи.

Кроме того, товары не могут быть реализованы, если они в обязательном порядке подлежат сертификации. В таких ситуациях требуется наличие всех необходимых сертификатов, чтобы иметь основания для продажи.

Те товары, которые требуются магазину не для их реализации в рамках осуществления беспошлинной торговли, а для прочих нужд, не могут попасть под рассматриваемую процедуру. Среди подобных товаров могут находиться следующие:

  • Различные предметы, которые нужны для обеспечения функционирования магазина, например, полки, витрины, стойки, кассовые аппараты и прочее;

  • Пробные материалы, образцы, наглядные стенды, и прочие предметы, которые требуются для осуществления реализации.

Для того, чтобы поместить товары под таможенную процедуру беспошлинной торговли, следует подать соответствующую таможенную декларацию в таможенный орган.

Декларантом всегда выступает владелец магазина, специализирующегося на беспошлинной торговле. Причём в обязательном порядке данное лицо должно быть владельцем непосредственно именно того магазина, в котором будут реализованы именно те товары, которые указаны в декларации. Разрешается, чтобы оформлением документов занимался не лично владелец, а представляющие его интересы брокеры.

Отдельно подчёркивается, что право владения магазином, специализирующимся на беспошлинной торговле, предоставляется исключительно юридическим лицам.

То, как именно должен функционировать магазин, какие отчёты обязан представлять, и каким образом может реализовывать товары, помещённые под таможенную процедуру беспошлинной торговли, устанавливается законодательством стран, являющихся членами Таможенного союза.

Сам магазин, специализирующийся на реализации товаров, помещённых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, должен находиться в пунктах пропуска через таможенную границу Российской Федерации. Он может включать в себя помещения различного назначения, исходя из объективных потребностей персонала и особенностей товаров, но должен быть спроектирован таким образом, чтобы не дать возможности производить торговлю за пределами торгового помещения.

Также следует отметить, что проектировка магазина не должна каким-либо образом препятствовать проведению операций по таможенному контролю, и от неё требуется наличие достаточной площади для проведения необходимых процедур.

Действие таможенной процедуры беспошлинной торговли может быть завершено при двух обстоятельствах:

  • В первую очередь, основанием для завершения таможенной процедуры беспошлинной торговли может быть непосредственно сама реализация данных товаров. Проданные, они переходят в собственность различным лицам, которые покидают таможенную территорию Таможенного союза. Таким образом, обеспечивается выполнение самой сути магазинов беспошлинной торговли: товары меняют режим, под которым находятся, и покидают пределы таможенной территории;

  • Следующей причиной, по которой завершается таможенная процедура беспошлинной торговли, может стать помещение товаров под другие таможенные режимы. Например, если какая-либо пищевая продукция имела определённый срок годности, в который её следовало реализовать, и он закончился до того, как нашлось лицо, желающее приобрести данную продукцию, товары требуется уничтожить. В таких ситуациях они перестают быть помещёнными под таможенную процедуру беспошлинной торговли и помещаются под таможенную процедуру уничтожения. Среди наиболее популярных таможенных процедур, сменяющих рассматриваемый режим, можно перечислить, к примеру, следующие:

    1. Таможенный склад;

    2. Уничтожение;

    3. Отказ в пользу государства.

Необходимо отдельно рассмотреть нюансы, связанные с прекращением действия таможенной процедуры беспошлинной торговли, в случае, если магазин, занимавшийся их розничной реализацией, закрывается. Если подобная ситуация происходит, то товары, которые были помещены под таможенную процедуру беспошлинной торговли, следует в обязательном порядке поместить под любой другой таможенный режим, в срок, не превышающий тридцати дней с момента, когда магазин официально закрылся, либо сообщил о прекращении своей деятельности в сфере беспошлинной торговли. Пренебрежение этой рекомендацией приведёт к тому, что товары будут изъяты таможенными органами и задержаны в соответствии с указаниями Таможенного Кодекса Таможенного союза.

Таможенная процедура беспошлинной торговли и необходимость уплаты налогов

Как уже подчёркивалось ранее, отличительной чертой таможенной процедуры беспошлинной торговли является реализация товаров в специализированных магазинах без установки в отношении данной продукции каких-либо таможенных тарифов, пошлин и налогов. Поэтому вопросы об уплатах в рассматриваемом случае не возникают.

Единственным лицом, которое должно оплачивать ввозные налоги и таможенные пошлины в отношении товаров, которые помещаются под таможенную процедуру беспошлинной торговли, является декларант. Для рассматриваемой сферы характерно, что таковым лицом имеет право быть только владелец магазина, специализирующегося на беспошлинной торговле. Обязанности декларанта начинают действовать после того, как зарегистрирована соответствующая таможенная декларация.

Обязанности владельца магазина в отношении уплаты пошлин, сборов и налогов, за иностранные товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, могут быть прекращены при различных обстоятельствах:

  • В первую очередь, это возможно после того, как осуществляется регистрация данных товаров в магазинах, специализирующихся на беспошлинной торговле, ориентированной исключительно на физических лиц, покидающих пределы таможенной территории Таможенного союза, или же других лиц, которым разрешается приобретение данных товаров;

  • Также прекращение обязанностей декларанта возможно после того, как товары помещаются под какую-либо другую таможенную процедуру. Если это происходит, то устанавливаются новые правила и условия, которые будут соответствовать новой таможенной процедуре, как только товары будут под неё помещены;

  • Ещё одной причиной прекращения обязанностей декларанта в отношении уплаты пошлин, сборов и налогов, за иностранные товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, может стать их задержание таможенными органами в рамках осуществления таможенного контроля;

  • Последним основанием для прекращения обязанностей декларанта может послужить любое обстоятельство, предусмотренное в таможенном законодательстве. Это возможно:

    1. В случае если произведены уплаты всех необходимых налогов и пошлин, которые рассчитаны в отношении данных товаров;

    2. В случае если товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для нужд внутреннего потребления,  в рамках которой предусматриваются льготы по различным налогам и пошлинам, которые не ограничивают права по пользованию данными товарами;

    3. В случае если товары были утрачены из-за обстоятельств, в которых нет вины декларанта, и за которые он, согласно законодательству, не должен нести какой-либо ответственности;

    4. В случае если задолженность не имела существенного размера и составляла не более чем пять евро, либо сопоставимую сумму в любой другой валюте;

    5. В случае если данные товары были помещены под таможенную процедуру отказа в пользу государства:

    6. В случае если товары стали собственностью государства, являющегося участником Таможенного союза;

    7. В случае если было обращено взыскание на данные товары, даже если это было осуществлено за счёт их стоимости.

Пошлины и налоги, налагаемые на товар таможенными органами, необходимо уплатить по соответствующим тарифам в том случае, если установлено, что были нарушены требования, которые устанавливаются таможенной процедурой беспошлинной торговли. Кроме того, это возможно, если товары были каким-либо образом утрачены.

Согласно таможенным нормативно-правовым актам, в приведённых выше ситуациях необходимо назначить день уплаты налогов и пошлин за товары, находившиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли. Как правило, этот день может быть назначен, исходя из двух дат:

  • День, когда были нарушены условия таможенной процедуры беспошлинной торговли, либо, когда товары были утрачены;

  • День, когда таможенная декларация для помещения товаров под режим беспошлинной торговли была подана (если другие даты установить невозможно).

Ответственность за осуществление данных оплат возлагается на лицо, которое владеет магазином беспошлинной торговли.

Данное лицо обязано предоставить гарантию обеспечения уплаты таможенных налогов и пошлин на сумму, равную или превышающую два с половиной миллиона рублей. При этом не имеет значения, какое количество помещений отведено под магазин, специализирующийся на беспошлинной торговле, и его склады. Данное условие одинаково для всех и не зависит от каких-либо обстоятельств.

Дальнейшее развитие правового регулирования режима «беспошлинная торговля»

То, как в будущем будет развиваться таможенная процедура беспошлинной торговли напрямую связанно с предстоящими изменениями в нормативно-правовой базе, которая внесёт свои корректировки в международную деятельность, создаст новые правила, принципы, обязательства и т.д. В связи с этим прогнозирование любых вопросов, связанных с беспошлинной торговлей, требует особенного внимания к его правовой стороне.

Говоря о Российской Федерации, следует отметить, что Правительство имеет достаточно полномочий для того, чтобы сформировать исчерпывающую, эффективную и универсальную нормативно-правовую базу для таможенной процедуры беспошлинной торговли. Однако, на сегодняшний день, такого постановления не принято. Это означает, что рассматриваемая таможенная процедура не может быть установлена в отношениях с множествами заинтересованных в ней лиц, например, консульских учреждений или иностранных дипломатических представительств.

Министерство иностранных дел Российской Федерации опубликовало на портале, предназначенном для размещения нормативно-правовой документации, проект подобного постановления. Следует отметить, что данное постановление значительно расширяет полномочия «Главного производственно-коммерческого управления по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел Российской Федерации» в сфере, относящейся к таможенным процедурам беспошлинной торговли, среди прочего вводя следующие пункты:

  • Данная организация предоставляет магазинам беспошлинной торговли документы, которые официально подтверждают соответствие иностранных лиц, установленным критериям;

  • Также она решает, в каких местах должны находиться магазины, специализирующиеся на беспошлинной торговле;

  • Кроме того, она же обязана производить на конкурсной основе отбор лиц, которые, в случае победы, будут назначены владельцами магазинов, специализирующихся на беспошлинной торговле;

  • Помимо этого, данная организация выбирает те товары, которые будут впоследствии реализовываться в магазине, специализирующемся на беспошлинной торговле.

 

Возврат к списку