Выпуск для внутреннего потребления

24.11.2016

Выпуск для внутреннего потребления – это важнейший таможенный режим, составляющий основу общего пограничного оформления. Как гласит профильная статистика, большинство товаров ввозится в Россию на условиях именно этого комплекса правовых норм.

Особенности таможенного режима «выпуск для внутреннего потребления»

Выпуск товаров для внутреннего потребления – это таможенная процедура, определяющая правила импорта товаров на территорию РФ и дальнейшее их пребывание там без необходимости обратного вывоза.

Таможенный режим выпуска товаров для внутреннего потребления находится в правовом поле следующих нормативных актов РФ:

  • Таможенного Кодекса Таможенного союза (гл. 30); 

  • Приказа ГТК № 395 от 30.03.2004 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме»;

  • Приказов ФТС России:

    1. №724 от 03.08.2006 «Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации»; 

    2. №1057 от 04.09.2007 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации»;

    3. №536 от 25.04.2007 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

Так как чаще всего во время выпуска импортируемых в нашу страну товаров взымаются основные виды таможенных пошлин, следует обособить еще четыре нормативных документа РФ:

  • Налоговый кодекс; 

  • Закон «О таможенном тарифе»; 

  • Постановление Правительства №718 от 27.11.2006 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;

  • Постановление Правительства №863 от 28.12.2004 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».

Помимо указанных выше имеются дополнительные документы, корректирующие выпуск для внутреннего потребления некоторых товаров (к примеру, продукты питания, оружие, культурные и исторические ценности). Требования, регламентируемые этими государственными нормативами, принадлежат к разряду ограничений и запретов применительно к внешнеторговой деятельности.

Использование такого таможенного режима предполагает следующие варианты выпуска товаров

I вариант

Выпуск (импорт) товаров в целях свободного обращения с уплатой полагающихся таможенных пошлин и соблюдением все ограничений, наложенных российским законодательством относительно упорядочения внешнеторговой деятельности. Продукция, выпущенная для независимого обращения, с точки зрения таможни наделяется статусом российских товаров. Пограничный режим, определяющий выпуск для внутреннего потребления (в случае свободного обращения) можно заявить в двух случаях: во время ввоза продукции и во время пребывания на территории РФ согласно таможенному режиму, задекларированному ранее.

Это возможно при выпуске в свободное обращение следующих товаров:

  • Иностранных, ввозимых для обработки (реконструкции), а также продуктов переработки таковых; 

  • Временно ввозимых;

  • Сохраняемых на таможенном СВХ.

II вариант

Условный выпуск продукции, не требующей уплаты налогов и таможенных пошлин или её выпуск без требуемых разрешений, которые подтверждают выполнение ограничений, наложенных на внешнюю торговлю согласно российскому законодательству. Это может быть и условный выпуск с рассрочкой (отсрочкой) на оплату таможенных пошлин или по факту отсутствия сумм государственных пошлин на счетах таможни.

  • Продукция, выпущенная условно, сохраняет статус иностранных товаров, пребывающих под таможенным контролем.

  • Выпуск товаров для внутреннего потребления, сопровождаемый льготами на таможенные сборы, может иметь некоторые нюансы. Так, гуманитарная помощь, попадающая под данный режим, полностью освобождается от ввозных таможенных пошлин (по постановлению Правительства России №1335 от 04.01.99 о порядке оказания данного вида помощи) с одновременным запрещением её продажи (полной и частичной).

  • Имеются ограничения на импорт товаров, которые являются вкладом в уставной (или складочный) капитал организаций с зарубежными инвестициями. В этом случае также декларируется выпуск для внутреннего потребления, однако из-за льгот на ввозимые товары (отсутствует таможенная пошлина и НДС для технологичного оборудования) используется режим условного выпуска с последующим табу на продажу этих товаров.

  • Если условный режим выпуска для внутреннего потребления произведен таможней без предъявления документов о соблюдении ограничений (согласно нормативам РФ об упорядочении внешнеторговой деятельности), данные товары не могут передаваться посторонним лицам, включая и продажу либо отчуждение одним из способов. Когда ограничения на импорт такой продукции обусловлены проверкой её безопасности и качества, применяется запрет на её использование любым способом (потребление, эксплуатация и др.).

Условия выпуска товаров для внутреннего потребления

Условиями выпуска продукции и транспортных средств согласно установленной таможенной процедуре считаются:

  • Выполнение декларантом комплекса условий и требований по отношению к выбранной процедуре таможенного оформления или относительно порядка её применения;

  • Оплата всех налогов и пошлин по выпускаемым товарам или предъявление гарантии уплаты таможенных платежей;

  • Не выявление таможней недостоверности сведений о ввозимых товарах;

  • Устранение нарушений, не ставших причиной административного проступка в таможенном праве, с последующим возбуждением судебного делопроизводства (при наличии);

  • Не изъятие товара как вещественного доказательства, не применение его ареста по законодательству РФ об административных правонарушениях (если есть решение руководителя таможни о выпуске товаров для внутреннего потребления при возбужденном административном деле до окончания судебного производства по таковому);

  • Подача в таможенную службу подтверждающих документов (разрешение сертификат, лицензия) о выполнении ограничений, наложенных Таможенным кодексом и законами РФ о внешнеторговой деятельности, а также согласно внешним государственным договорам кроме случаев, когда эта документация предоставляется после выпуска товаров;

При обнаружении у товара в ходе таможенных процедур (оформления или контроля) признаков контрафакта выпуск товаров для внутреннего потребления задерживается до 10 суток и при необходимости продляется на тот же срок, если имеется мотивированное представление правообладателя и он потребовал защиты своих прав у компетентных органов согласно российским законам.

В некоторых случаях, определенных ст.200 ТК, таможня условно выпускает товары, обуславливая ряд ограничений относительно использования и распоряжения товарами (не допускается их передача третьим лицам, включая продажу и любой способ отчуждения).

Возникновение и прекращение обязанностей по уплате пошлин на выпуск товаров для внутреннего потребления

Возникновение

С момента подачи и регистрирования пограничной службой таможенной декларации каждый декларант обязан оплатить налоги и ввозные пошлины на товары, для которых начинается таможенная процедура выпуска товаров для внутреннего потребления.

Прекращение

Необходимость оплаты налогов и таможенных пошлин на ввоз продукции декларантом прекращается для товаров:

  • Определяемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (в случаях, оговоренных ст.80 ТК, п. 2);

  • Помещенных под указанную процедуру с применением льгот на оплату налогов и ввозных пошлин, совмещенных с ограничениями на использование (распоряжение) данной продукцией:

    1. По прошествии 5 лет от её таможенного выпуска для внутреннего применения при отсутствии другого срока действия ограничений на распоряжение (пользование), если в этот период не вошел срок оплаты налогов и пошлин на ввоз;

    2. По прошествии другого определенного периода действия ограничений на распоряжение (пользование) товарами, если в данный период не вошел срок оплаты налогов и пошлин на ввоз;

    3. При определении её под процедуру отказа в доход государства либо уничтожения в продолжение 5 лет после таможенного выпуска для внутреннего применения, а также в течение другого срока действия скидки (со времени подачи в таможню подтверждающего документа на переход имущества в доход государства или его ликвидацию);

    4. При обстоятельствах, указанных в том же положении ст.80, сложившихся на протяжении 5 лет или другого срока действия скидки от даты последнего таможенного выпуска товаров для внутреннего потребления;

    5. При попадании товаров, выпущенных условно, под таможенную операцию реэкспорта, если до этого не подошел срок оплаты налогов и пошлин на ввоз.

Исчисление сроков уплаты пошлин на выпуск товаров для внутреннего потребления

Сроки уплаты таможенных взносов на товары, выпускаемые для внутреннего применения, таковы:

  • Для продукции, проходящей таможенный выпуск для внутреннего потребления, – до непосредственного её выпуска после завершения соответствующей официальной процедуры;

  • Для продукции, проходящей таможенный выпуск в тех же целях, но со льготной оплатой ввозных платежей, совмещенных с ограничениями на её использование (распоряжение):

    1. При отказе от применения льгот – до занесения в декларацию, заполняемую для таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления, изменений о факте отказа;

    2. При товарных операциях с нарушением ограничений на их использование (распоряжение), введенных по причине предоставления льгот, или с нарушением целей, определяющих данные льготы, – в день совершения подобных действий, если таковой установлен (в противном случае – на дату регистрации пограничной службой таможенной декларации, заполненной для передачи товаров на процедуру выпуска под внутреннее потребление).

Обеспечение уплаты таможенных платежей на выпуск товаров для внутреннего потребления

Согласно ст.86 Кодекса ТС и ФЗ N311 от 27.11.2010 (глава 16) о таможенном урегулировании в РФ таможенные платежи могут обеспечиваться несколькими способами, а именно:

  • Залог товаров и прочего имущества;

  • Внесение наличных в кассу или перечисление денег на расчетный счет таможни, открытый в государственном Казначействе (иначе денежный залог);

  • Банковская гарантия, выданная финансовой организацией, состоящей в списке гарантов перед органами таможни;

  • Поручительство.

Порядок применения обеспечения уплаты

Порядок деятельности таможенной службы по обеспечению финансирования таможенных пошлин за выпуск товаров для внутреннего потребления определен 25.07.2008 Приказом ФТС №917 «Об использовании таможенными органами договоров поручительства, заключаемых в рамках генеральных договоров поручительства между ФТС России и поручителями, в качестве меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при внутреннем и международном таможенном транзите».

  • Как правило, возврат денежного обеспечения таможенных платежей выполняется в срок до 3 дней после свершения факта выполнения обеспеченных обязательств, зафиксированного таможней (ст. ст. 85, 87 Кодекса).

  • Процедура возврата денежного обеспечения в форме залога, уплаченного в бюджет таможни, регламентирована ст.90 вышеуказанного документа. Стоит подчеркнуть, что запрос таможенной службы на выдачу гарантий непременного исполнения кем-либо своих обязанностей в форме обеспечения оплаты ввозных платежей относится к правам таможни, но не к её обязанностям. Например, согласно ст.85 Кодекса (п.2, п/п.1) обеспечение оплаты не понадобится, если орган таможни уверен, что соответствующие обязательства будут исполнены. Пользуясь этим положением, таможенная служба, прежде всего, основывается на данных о законопослушании лица, неимении задолженностей по таможенным платежам, а также размере его «стажа» во внешней торговле.

  • При общей сумме таможенных платежей за выпуск товаров для внутреннего потребления до 20 000 руб. обеспечение их уплаты не требуется.

Особенности таможенного декларирования товаров по процедуре выпуска для внутреннего пользования

Процесс декларирования продукции при помещении её под процедуру выпуска для внутреннего потребления, предполагает:

  • Предварительное декларирование;

  • Декларирование разноименной продукции из одной партии под единым классификационным кодом по российской Товарной номенклатуре ВЭД;

  • Представление неполной таможенной декларации;

  • Представление периодической декларации;

  • Выпуск до представления таможенной декларации;

  • Электронное декларирование товаров.

На периодическую декларацию и выпуск для внутреннего потребления до таможенного декларирования имеют право только участники ВЭД, которым разрешена упрощенная процедура таможенного оформления импортируемой продукции.

Процедура выпуска товара внутреннего потребления в свободное обращение может использоваться не только при его импорте, а также во время пребывания продукции в границах ТС согласно ранее объявленной таможенной процедуре.

К примеру, при выпуске для свободного обращения следующих товаров:

  • Иностранных, ввозимых для обработки (реконструкции), а также продуктов переработки таковых; 

  • Временно ввозимых;

  • Сохраняемых на таможенном СВХ.

Ввиду этого имеются некоторые особенности

1. Условие того, что товары, находящиеся в процедуре выпуска для внутреннего потребления, остаются в границах Таможенного союза, никоим образом не ограничивает прав уполномоченных лиц на дальнейший вывоз этих товаров с данной территории. Согласно действующему законодательству они могут проходить таможенные процедуры, разрешающие вывоз продукции, которая находится в свободном обращении на указанной территории.

2. Выпуск продукции для свободного обращения подразумевает свободное распоряжение (пользование) ею в границах ТС. Уполномоченные лица могут пользоваться такими товарами, перерабатывать их, отчуждать, уничтожать – то есть совершать с ними любые действия в пределах норм таможенного права. Продукция, выпущенная по этой таможенной процедуре, лишается статуса пребывающей под контролем таможни согласно ст.360 Кодекса.

3. Наряду с этим Таможенный кодекс оставляет за таможней право проведения проверок достоверности данных, указанных во время таможенного оформления, в течение 12 месяцев от даты выхода товаров из-под таможенного контроля.

4. Суть обсуждаемой таможенной процедуры состоит в том, что товары, прошедшие выпуск для свободного внутреннего потребления поступают в торговый оборот в границах ТС, попадая в ту же категорию, что и товары местного производства. По прошествии вышеуказанного срока, рассчитанного на проведение таможенными органами проверок правдивости данных, предоставленных при таможенном оформлении, пограничный контроль относительно данных товаров прекращается без права возобновления. Исключением являются случаи, когда товары, выпущенные для внутренних нужд, попадают под другую процедуру пограничного контроля.

Процедура по переработке товаров на выпуск для внутреннего потребления

Переработка для внутреннего потребления (о которой идет речь в главах 33 и 36 ФЗ и ТК соответственно) – таможенная процедура, предполагающая использование зарубежной продукции для действий по её переработке в пределах Таможенного союза в ограниченные сроки с освобождением от уплаты ввозных пошлин, а также наложением ограничений (запретов) (ст.264 Кодекса). Сюда входят и ограничения, связанные с защитными, компенсационными и антидемпинговыми мерами. Данное освобождение от таможенных платежей имеет место при условии дальнейшего оформления продуктов переработки по процедуре выпуска для внутреннего потребления, предусматривающей обязательные ввозные пошлины, которые исчисляются по соответствующим ставкам для такого рода продукции.

Во время следующего выпуска переработанных продуктов для свободного обращения таможенные пошлины должны быть оплачены по нормам, установленным для переработанных товаров.

Согласно ст.265 Кодекса возможность переработки для внутреннего потребления существует при выполнении ряда условий:

  • Наличие документа официального органа государства-члена ТС, отражающего необходимые сведения об обстоятельствах переработки продукции для внутреннего использования (ст.269);

  • Возможность идентификации таможней зарубежных товаров в переработанной из них продукции;

  • Размеры ввозных таможенных платежей за продукты переработки ниже тех, которые нужно было бы оплатить на дату помещения импортных товаров под пограничную процедуру их переработки для внутреннего пользования, если они попадали бы под режим «выпуск для внутреннего потребления»;

  • Переработанная продукция не подлежит восстановлению в исходное состояние способом экономически выгодным.

Под рассматриваемую процедуру переделки продукции для внутренних нужд можно помещать зарубежные товары, которые до этого проходили другие таможенные процедуры, соблюдая при этом нормы Таможенного кодекса ТС.

Что касается идентификации товаров в переработанной из них продукции, она выполняется в таком же порядке, что и для процедуры переработки на территории ТС.

Относительно таможенной процедуры переработки под внутреннее потребление операции по переработке продукции охватывают:

  • Пере(об)работку товаров, приводящую к потере иностранными товарами своих индивидуальных свойств;

  • Производство товаров, в том числе монтаж, (раз)сборка, подгонка.

К операциям не относятся:

  • Действия по защите целостности товаров во время их подготовки к продаже и перевозке;

  • Выращивание растений (деревьев);

  • Взращивание (выкорм) птиц, животных, рыб, моллюсков, ракообразных, а также получение приплода;

  • Копирование (размножение) информационных данных, звуковых и видеозаписей на носители любого рода.

Срок переработки товаров

На переработку продукции, прошедшей выпуск для внутреннего потребления, законодательством отводится не более 1 года.

Течение срока такой переработки отсчитывается от даты помещения продукции под соответствующую таможенную процедуру. Если товар декларируется на таможне отдельными (или несколькими) партиями, отсчет начинается со дня начала этой процедуры для первой партии товара.

По решению Комиссии ТС для некоторых категорий товаров возможно продление срока переработки продукции для внутренних нужд.

Срок переработки товаров, используемых для внутреннего применения, состоит из:

  • Длительности производственного процесса самой переработки;

  • Времени, затраченного для помещения обработанных продуктов под выпуск для внутреннего потребления;

  • Длительность переработки товаров может быть увеличена в рамках срока, оговоренного п.1 данной статьи;

  • Порядок определения и пролонгации периода переработки продукции для внутреннего потребления установлен законами государств, входящих в Таможенный союз.

Завершение процедуры

Завершением таможенной процедуры пере(об)работки товаров для внутренних потребностей страны является выпуск результатов переработки в свободное обращение. Таможенные пошлины при этом исчисляются из расчета ставок, утвержденных для переработанной продукции. Что касается таможенной стоимости и численности переработанных продуктов, то они берутся в расчет на день подачи их на регистрацию для таможенной процедуры выпуска в свободное обращение.

 

Возврат к списку