Принципы комплаенса в торговом финансировании: update 2017

19.09.2017

Статья опубликована в журнале «Международные банковские операции» № 3 (65) \ 2017.

Принципы комплаенса в торговом финансировании: update 2017

Наталья МАКАРОВА,

ICC Russia,

ответственный секретарь Банковской комиссии

В 2017 г. Банковская комиссия ICC [1], Вольфсбергская группа [2]  и BAFT [3]  выпустили совместный документ, представляющий собой свод ключевых принципов и стандартов контроля риска вовлечения финансовых институтов в финансовые преступления при торговом финансировании, — The Wolfsberg Group, ICC and BAFT Trade Finance Principles [4].

Надо отметить, что предыдущая редакция документа Trade Finance Principles была выпущена Вольфсбергской группой еще в 2011 г. Но с тех пор регуляторные ожидания и требования государственных органов различных стран сделали необходимым пересмотр этого документа. С момента выхода редакции 2011 г. Вольфсбергская группа работала в тесном сотрудничестве с ICC, стремясь понять, как эти принципы могут быть распространены на членов ICC, чтобы стандартизировать практику комплаенса в части противодействия вовлечению банков в финансовые преступления в индустрии торгового финансирования.

При обсуждении документа с ведущими экспертами-практиками в ходе заседаний Банковской комиссии ICC и других банковских мероприятий стало ясно, что многие банки расценивают Вольфсбергские принципы как рекомендации «для крупных банков», которые не подходят небольшим локальным институтам. Также эксперты пришли к выводу, что если это руководство будет официально опубликовано в виде документа ICC, то следовать указанным в нем принципам будет гораздо большее число банков. Это и послужило сигналом к формированию совместной рабочей группы, куда вошли представители ICC, Вольфсбергской группы, а также BAFT. Целью рабочей группы было переработать документ в стиле Руководства ICC.

Необходимо отметить, что ключевые принципы, ранее отраженные в редакции 2011 г., не изменились, так же как не изменилась и обязанность банков, вовлеченных в торговые транзакции, хорошо знать своих клиентов, их деятельность и контрагентов. В силе осталось и требование к банкам — строго соблюдать нормы законодательства, направленные на выявление и пресечение:

— отмывания средств, полученных преступным путем;

— финансирования террористов и террористических организаций;

— совершения коррупционных действий и содействия коррупции;

— уклонения от уплаты налогов;

— распространения оружия массового уничтожения;

— уклонения от санкций и эмбарго или их нарушения;

— других финансовых преступлений.

В то же время ключевые принципы были расширены, чтобы более подробно описать деятельность по снижению риска, вызовы и ограничения, с которыми сталкиваются банки, и дать таможенным и другим государственным органам рекомендации: как помочь участникам финансового рынка выполнять свои обязанности в рамках противодействия финансовым преступлениям. 

Рекомендуемые процедуры и механизмы контроля 

Чтобы усилить описание контрольной среды и процедур эскалации, которые должны сформировать банки, чтобы соответствовать Руководству по ключевым принципам, Приложения V, VI и VII были инкорпорированы в секции 2, 3 и 4 нового документа. Экспертам-практикам рекомендовано также следовать другим документам Вольфсбергской группы в части надлежащей проверки клиентов, корреспондентских отношений, использования SWIFT RMA и риск-ориентированного подхода — всего того, что отражено в рекомендациях FATF.

Принципы, сформулированные в Руководстве Trade Finance Principles, применимы ко всем банкам независимо от размера и не обязательно предусматривают наличие развитых электронных систем для их соблюдения. Это скорее «лучшая банковская практика».

Следует отметить, что нынешняя редакция документа довольно часто отсылает банки к внутренним процедурам, установленным в соответствии с риск-ориентированным подходом. Другими словами, при работе по сделкам торгового финансирования банки сами определяют, что является для них высокорискованным, а что низкорискованным.

Предлагаемые в документе механизмы контроля относятся к финансовым институтам и включают надлежащую проверку клиента, проверку имен и наименований по различным санкционным спискам и перечням террористов, сфер деятельности, а также вопросы экспортного контроля. 

Отдельно рассматривается контроль применительно к документарным аккредитивам, документарному инкассо, банковским гарантиям и резервным аккредитивам, а также к расчетам по открытому счету.

В связи с тем что в документарных операциях банков принимают участие несколько сторон, возникает вопрос: должны ли банки, находящиеся в цепочке, проводить проверку и контроль деятельности клиентов других банков в этой же цепочке?

По общему правилу, закрепленному в The Wolfsberg Group, ICC and BAFT Trade Finance Principles (п. 2.1 Core Principles), по крайней мере одна сторона транзакции должна быть идентифицирована как клиент и является объектом соответствующих процедур Due Diligence. Финансовые институты могут применять процедуры различного уровня в зависимости от своей роли в транзакции и в соответствии с принятым риск-ориентированным подходом. Клиентом в данном случае является компания, банк или физическое лицо.

Установленная финансовым институтом политика надлежащей проверки клиента должна определять, какой стороной торговой транзакции является клиент и соответственно каким образом он встраивается в процесс проверки. Важно отметить, что банк не обязан проводить Due Diligence в отношении всех сторон торговой транзакции, за исключением проверки по санкционным спискам и перечню террористов и террористических организаций.

Оценка рисков

Руководство Trade Finance Principles указывает и некоторые индикаторы риска, присущие документарным операциям. Потенциально их огромное количество. Важно понимать, что для оценки этих рисков можно использовать информацию:

— которая должна быть подтверждена до начала или завершения транзакции (например, выставления аккредитива) и может остановить транзакцию (например, наличие сторон, чье наименование фигурирует в списках террористов);

— которая будет использована уже после совершения события как часть расследования и процесса предоставления отчета о подозрительной деятельности (например, если несколько аккредитивов одного и того же аппликанта, выставленные в пользу одного бенефициара, остаются неиспользованными).

Почти то же самое можно сказать и о гарантии. Банк также не будет выпускать гарантию, если ее бенефициаром является компания, чье наименование значится в перечне санкций или списке террористов, и также проведет расследование, если требование по гарантии будет представлено сразу же после ее выпуска.

Одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с рисками, в настоящее время являются санкции и эмбарго. Контроль в этой части необходимо осуществлять на всех этапах жизненного цикла транзакции в отношении и клиентов, и товара, и платежных инструкций, и проверки документов.

Как банк может организовать свой внутренний контроль при проведении операций торгового финансирования?

Рассмотрим этот процесс на примере банка — эмитента документарного аккредитива.

1. При получении заявления на открытие аккредитива банк-эмитент проводит процедуры надлежащей проверки аппликанта (клиента банка) и авизующего (исполняющего/подтверждающего) банка. Под надлежащей проверкой (Due Diligence) в целях рассматриваемого документа понимается риск-ориентированный процесс идентификации и изучения клиента. При наличии уже сложившихся отношений с клиентом (и банком-корреспондентом) банк-эмитент пересматривает соответствующую информацию по операциям клиента, его контрагентам, а также представленным документам и данным.

2. Следует обратить внимание и на страны, с которыми сотрудничает клиент, товар, стороны, с которыми аппликант будет взаимодействовать на протяжении жизненного цикла аккредитива. Эти вопросы относятся к проверке не только с точки зрения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но и с позиции подверженности аккредитива санкционному воздействию, например если на товар распространяются санкции государства, в юрисдикции которого будет исполняться аккредитив.

3. В момент получения документов, представляемых по аккредитиву, банку-эмитенту необходимо не только провести их проверку на соответствие условиям аккредитива, но и пересмотреть транзакцию, поскольку за период от выставления до представления документов могли быть введены новые санкции в отношении стран, компаний или товара, введены в действие новые нормативные документы. Нельзя забывать и о том, что представленные документы необходимо проверить на совпадение с определенными индикаторами риска, которые указаны в соответствующих внутренних документах банка-эмитента.

4. До совершения платежа по аккредитиву также необходима проверка всех наименований, указанных в платежных инструкциях, по спискам санкций и перечню террористов.

Если банк выступает в аккредитивной операции в другой роли, то внутренний контроль строится по тем же принципам, но с учетом функционала, возложенного на банк в соответствии с участием в транзакции.

В совместном руководстве Trade Finance Principles даны общие рекомендации, касающиеся возможных ситуаций и действий участников аккредитивной операции в части комплаенс-контроля на различных ее этапах. Каждый банк сам должен установить для себя приемлемый уровень риска и сформировать подход к управлению рисками отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также соблюдению санкций.


[1] ICC — International Chamber of Commerce — некоммерческая международная организация, созданная в 1919 г. для решения актуальных проблем развития бизнеса.

[2] The Wolfsberg Group — группа банков, состоящая из Banco Santander, Bank of America, Bank of Tokyo-Mitsubishi — UFJ, Barclays, Citigroup, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, HSBC, J.P.Morgan Chase, Societe Generale, Standard Chartered Bank, UBS.

[3] BAFT — банковская ассоциация по международным транзакциям, базирующаяся в Вашингтоне.

[4] Copyright © 2017, Wolfsberg Group, International Chamber of Commerce (ICC) and BAFT.

 

Возврат к списку