Как в одной отдельно взятой стране построить цифровую систему документооборота для внешнеторговой деятельности?

05.04.2019

Три года назад Правительство Сингапура запустило проект единой платформы для осуществления торговых сделок – Next Generation Trade Platform (NTP). Фактически это центр цифровых данных по внешнеторговым сделкам сингапурских компаний. На первом этапе платформа функционировала как единое окно для взаимодействия с государственными органами – таможней, сертифицирующими и лицензирующими организациями и т.п.

 B2G
На первом этапе платформа функционировала как единое окно для взаимодействия с государственными органами – таможней, сертифицирующими и лицензирующими организациями и т.п. 

B2G + B2B
В рамках второго поколения добавлен функционал взаимодействия экспортеров и импортеров с логистическими компаниями и финансовыми организациями. 

B2G + B2B + G2B + G2G
В текущей версии системы всем участники внешнеторгового процесса доступны сервисы взаимодействия друг с другом.

Ключевая составляющая платформы – хранилище цифровых торговых документов: коносаментов и авианакладных, инвойсов, таможенных разрешений, сертификатов происхождения. В свою очередь возможность обмениваться цифровыми документами обусловила появление портала торгового финансирования с участием как сингапурских, так иностранных банков.

Портал разработан и внедрен сингапурской компанией vCargo Cloud Pte Ltd. Ее генеральный директор Десмонд Тэй подробно рассказал о нем на прошедшей в Москве 14-15 марта конференции «Документарный бизнес и международные расчеты: основные тенденции, вызовы и перспективы». Напомним, что это традиционное мероприятие, которое Российский национальный комитет Международной торговой палаты (ICC Russia) ежегодно проводит при поддержке Банка ВТБ.

Как работает портал?

  • Через портал компания подает заявление на получение финансирования внешнеторговой сделки.
  • Это заявление, конвертированное в формат сообщения SWIFT, направляется в один из участвующих банков.
  • Банк выпускает документарный инструмент, например аккредитив, и загружает его в хранилище цифровых документов.
  • Требуемые документарным инструментом документы уже переданы или будут переданы из доверенного источника в единое хранилище: перевозчик направил транспортный документ, таможенный орган – разрешение на ввоз/вывоз, торгово- промышленная палата – сертификат происхождения.
  •  Банк обращается в хранилище документов и при выполнении необходимых условий предоставляет финансирование.
Еще один немаловажный момент: данные могут анализироваться с учетом участия всех банков (сейчас их девять), что существенно снижает риск двойного финансирования под одну отгрузку.

Следующий этап – обеспечить взаимодействие платформы с участниками международной торговли, а также цифровыми платформами других стран, для чего необходимо гарантировать их интероперабельность, а также разработать соответствующие стандарты и руководства, с тем чтобы участники международной торговли были уверены в том, что работа всех поставщиков услуг соответствует одним и тем же критериям.

Банковская комиссия ICC с учетом своего столетнего успешного опыта разработки повсеместно признанных правил и стандартов будет и в дальнейшем содействовать развитию свободной торговли. Созданная в рамках Комиссии Рабочая группа по диджитализации не только выявляет и формулирует потребности участников рынка, но также адаптирует существующие правила к новой цифровой реальности и разрабатывает новые.

Вопросы применения уже действующих правил ICC и тех, которые вступят в силу в ближайшем будущем, будут рассматриваться 21 мая на семинаре ICC Russia «Документарные инструменты банковского сопровождения международной торговли».

 

Возврат к списку