Системы поддержки экспорта и инвестиций будут сближены и доступны всем инвесторам

20.06.2018

Премьер-министр сообщил, что подписал постановление правительства (№692 от 16 июня 2018 года), расширяющее понятие «экспортный кредит» за счет других востребованных экспортерами инструментов — аккредитивов, дисконтирования, факторинга — и увеличивающее потолок финансирования по одному экспортному проекту вдвое — с 7 до 15 млрд руб., а для запуска российских производств за рубежом или экспортно ориентированных производств в РФ — до 30 млрд руб. Последняя норма, отметим, может использоваться и при реализации специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Также документом расширен потенциальный перечень банков, которые будут кредитовать экспорт,— требование к капиталу для них снижено с 25 до 20 млрд руб. На фоне расширения инструментария РЭЦ происходит дополнение механизмов СПИК и инфраструктуры поддержки экспорта РЭЦ.

Ресурсы и технологии Российского экспортного центра (РЭЦ) будут доступны инвесторам, работающим в РФ по специальным инвестиционным контрактам (СПИК), подтвердил вчера премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании проектного офиса. СПИК исходно создавался в основном под нужды международных инвесторов, РЭЦ — для национальных компаний: объединение двух механизмов может при успехе проекта довольно сильно влиять на деловую среду в РФ, но Минфин, Минпромторг и РЭЦ, видимо, готовы принять эти риски ради потенциально больших перспектив экспортных проектов.

Заседание президиума совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам было посвящено наращиванию экспорта — одного из приоритетов майского указа Владимира Путина. «В цифрах это увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта до $250 млрд к 2024 году. И до $100 млрд — объема экспорта услуг»,— напомнил премьер-министр Дмитрий Медведев, отметив, что добиться этого невозможно «без новых инвестиций, новых производств, без активного участия государственных институтов развития».

Новостью заседания стало включение в поддержку экспорта нового инструмента, ранее в этой связи практически не упоминавшегося,— так называемых специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Напомним, механизм специнвестконтракта предполагает предоставление запускающим производство в РФ иностранным производителям льгот на региональном или федеральном уровне, Минфин и Минпромторг с 2017 года работают над расширением условий его применения («СПИК 2.0»). Вчера Дмитрий Медведев предложил считать условием предоставления этих льгот обязательство производителя обеспечить экспортные поставки продукции: «В рамках этого механизма компания получает государственную поддержку, если обязуется поставлять на экспорт определенный объем продукции или услуг».

РЭЦ, напомним, рассматривается правительством как координационный центр поддержки несырьевого экспорта. Среди первоочередных административных мер в планах Белого дома — отмена избыточных требований при лицензировании экспорта и требований валютного контроля, развитие на базе РЭЦ системы «одного окна», которая позволит минимизировать вмешательство контролирующих структур, создание и улучшение логистической инфраструктуры (прежде всего для экспорта агропродукции). «Кроме того, нужно модернизировать российские торгпредства за рубежом, завершить формирование эффективной и современной системы финансовой поддержки экспорта»,— потребовал премьер.

Выглядящая чисто технической новость о том, что Белый дом представит участникам СПИК ресурсы, подконтрольные РЭЦ, важна: дело в том, что в рамках СПИК правительство рассматривает привлечение в РФ в том числе международных инвесторов, тогда как, по крайней мере ранее, РЭЦ выглядел ориентированным в основном на российские компании-экспортеры.

Доступ к поддержке экспорта международных инвесторов по мировым масштабам не экзотика, но в России этот подход, идеологически протестированный Минпромторгом в автопроме, вполне может вызывать протесты части бизнеса.

Впрочем, пока концепция «корпоративного гражданства» для транснационального бизнеса в РФ принимается достаточно легко. Возражения против схемы, между тем, вполне очевидны (хотя и не отменяют ее эффективности) — это предоставление в рамках СПИК уникальных условий инвестору в сравнении с национальным режимом, угроза сокращения конкуренции (эти сомнения ранее уже высказывались Минэкономики и ФАС), рост зависимости инвесторов от взаимодействия с госструктурами. Кроме того, при ограниченности ресурсов усилия Белого дома по построению инвестиционной среды в первую очередь для экспортно ориентированного бизнеса может уменьшить активность в улучшении общей бизнес-среды.

Источник: Коммерсант

 

 

Возврат к списку