Пресс релизы

13.11.2015

Zastavka.jpg

13 ноября 2015 года Российский национальный комитет Международной торговой палаты – Всемирной организации бизнеса (ICC Russia) провел интерактивный круглый стол на тему «Соглашение ООН по изменению климата: роль бизнеса в формировании климатической политики».

Организованный накануне Конференции сторон Конвенции ООН об изменении климата в Париже (COP21), круглый стол позволил представителям крупного российского бизнеса высказать свою позицию по новому климатическому соглашению и довести ее до руководителей переговорного процесса со стороны Российской Федерации.

В мероприятии приняли участие более 40 представителей крупнейших российских компаний, таких как «СИБУР Холдинг», «Газпром», «Лукойл», ЕвразХолдинг, «НК Роснефть», «Трубная металлургическая компания», ОК «РУСАЛ» и другие.

Как отметил в своем выступлении на круглом столе советник Президента – специальный представитель Президента по вопросам климата на COP21 А.И. Бедрицкий, российские компании прилагают значительные усилия по внедрению новых технологий и по участию в международных климатических инициативах, но поскольку эти усилия получают мало огласки, конференция в Париже может стать хорошей возможностью для представления российской позиции международной общественности. По его мнению, новое соглашение должно дать импульс для развития тех отраслей, которые вносят реальный вклад в борьбу с глобальным изменением климата, а также способствовать привлечению тех секторов экономики, которые пока не заметны в дискуссии. Он отметил, что снижение выбросов за счет повышения энергоэффективности и перехода к возобновляемым источникам энергии не дадут возможности в полной мере достичь поставленной цели: необходимо взглянуть на проблему шире, в частности, менять модели потребления.

В настоящее время свои национальные вклады по сокращению выбросов парниковых газов объявили 159 стран. Россия – в их числе. В сумме они покрывают почти 90% выбросов парниковых газов. Новое климатическое соглашение должно носить глобальный и универсальный характер и быть международным юридически обязывающим договором, предусматривающим взятие на себя подписавшими его государствами четких обязательств по сокращению выбросов парниковых газов.

Глава Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды А.В. Фролов в своем выступлении обратил внимание на то, что скорость глобального потепления в России в 2.5 раза выше среднемировой, и быстрее всего теплеет в Арктике. При этом, поскольку очень быстрого снижения выбросов парниковых газов не произойдет,  по инерции на климатическую обстановку будут влиять и «старые» выбросы, что подчеркивает крайнюю важность принятия мер по адаптации.

О.Б.Плужников, представитель НП «Круглый стол промышленников по сотрудничеству с ЕС» подчеркнул, что де-юре и де-факто Парижское соглашение должно обеспечить эффективное взаимодействие всех стран и международных институтов, обеспечивающее снижение негативного воздействия на климатическую систему, снятие всех барьеров инвестиционного, информационного и технологического характера для достижения целей Конвенции.

А.О. Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России, особо подчеркнул, что новое климатическое соглашение ни в коей мере не является продолжением Киотского протокола. Это принципиально новое соглашение, действие которого будет обеспечиваться по трем направлениям: разработка мер по адаптации к изменениям климата, регулирование выбросов парниковых газов, финансирование как для смягчения последствий, так и для адаптации».

По мнению участников, новое соглашение должно обеспечить базу для развития сбалансированной системы рыночных механизмов, которые будут стимулировать развитие и применение новых технологий, модернизацию мощностей, выпуск новой, экологически безопасной продукции, чтобы перейти к новой «зелёной» экономике.

В.А.Максимов, начальник отдела экологии и природопользования департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ сообщил о значительном отставании по цели снижения энергоемкости российского ВВП – из заявленного снижения в 40%, на сегодняшний день Минэнерго может обеспечить только 13,5% а остальной объем должен быть обеспечен за счет структурных изменений в экономике и других отраслях.

А.Г.Сафонов, директор «Центра экономики окружающей среды» Высшей школы экономики, подтвердил, что «потенциал для декарбонизации экономики есть, даже при росте ВВП на душу населения к 2050 году в 3 раза».

Признавая, что без универсальных международных механизмов регулирования в новых условиях конкурентные преимущества могут получить те товары и производители, которые характеризуются высокой интенсивностью выбросов парниковых газов, участники особо подчеркивали, что новое климатическое соглашение должно обеспечивать равные и справедливые условия для развития конкурентной среды, не допуская возникновения конкурентных преимуществ у тех, кто прилагает меньше усилий по повестке глобального изменения климата и обеспечивает экономический рост на основе использования высоко-эмиссионных технологий и ресурсов.

Директор дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования ПАО «Сбербанк России» В.В.Гаврилов обратил внимание на то, что новое соглашение по климату не подразумевает создание международных инструментов монетизации карбона, однако карбон погружается внутрь других финансовых инструментов, таких как рынок «зеленых облигаций». Банковская сфера, в свою очередь, готова монетизировать решения, которые будут стимулировать движения капитала, при условии, что государство возьмет на себя нефинансовые риски.

Говоря о международном опыте, генеральный директор ЗАО «Национальная организация поддержки проектов поглощения углерода»  Ю.Н.Федоров отметил, что  многие страны видят решение климатических вопросов «нетрадиционных источниках энергии» и использовании неуглеродных технологий, однако в России, к сожалению, эта тема обсуждается гораздо меньше. В рамках российской действительности Ю.Н.Федоров особо отметил важность проектного механизма поддержки целевых сокращений выбросов в качестве источника привлечения инвестиций.

Заместитель председателя комитета РСПП по экологии и природопользованию Ю.Л.Максименко подчеркнул важность диалога бизнеса и регулирующих органов, отметив, что государство не должно создавать дополнительные барьеры для бизнеса, а наоборот создать систему преимуществ для производителей «зеленых» товаров и услуг, но таких, которые не будут вносить существенных искажений в конкурентную среду.

По словам М.В.Довгялло, советника генерального директора АО «СУЭК» и члена Научно-консультативного совета при Общественной палате РФ, заявления о том, что Россия недостаточно активно участвует в процессе борьбы с негативными климатическими изменениями, не обоснованы, и с учетом защитного действия лесов выбросы парниковых газов за период с 1990 по 2011 год сократились почти на 50% без сокращения промышленных мощностей. В связи с этим, «основной проблематикой должно быть не сокращение существующих производств, а модернизация, ввод новых мощностей и передовых технологий»,  – заявил М.В. Довгялло.

М.А.Юлкин, представитель АНО «Центр экологических инвестиций», подчеркнул в своем выступлении: «Из простого показателя, отражающего воздействие на климат, углеродный след превратился в мощный рычаг, способный двигать капиталы и направлять потребительский спрос».

В рамках обсуждения конкретных отраслевых примеров, Ю.П. Мишин, советник по промышленной политике компании «Металлоинвест» заявил, что российская металлургическая отрасль по техническому уровню сопоставима со среднемировыми показателями, а некоторые предприятия являются лидерами по энергоэффективности и ресурсосбережению.

Вице-президент по перспективному развитию и экологии ОАО «НЛМК» Ю.И. Ларин, будучи представителем отрасли, основанной на применении углеродных технологий, согласился с этим мнением и обратил внимание на то, что за последнее время производство стали увеличилось, а выбросы парниковых газов сократились за счет внедрения передовых технологий. По его словам, эта работа осложняется тем, что дорогостоящее финансирование производится исключительно самой компанией. Ю.И. Ларин процитировал А. и Б. Стругацких, отметив, что «можно устроить месячник по борьбе с зимой, но лучше шить шубы и шапки» и призвал к разработке не санкций, а  методов стимулирования внедрения наилучших доступных технологий (НДТ), чтобы предпринятые меры не превратились в так называемый «месячник по борьбе с изменением климата».

В ходе дискуссии представители ОК «РУСАЛ» и ПАО «Сбербанк» объявили о подготовке обращения от имени российских компаний, адресованного участникам переговорного процесса по соглашению COP21 в Париже. По словам Сергея Честного, Директора департамента международных и специальных проектов ОК «РУСАЛ», смысл этого проекта в том, чтобы объединить компании, стремящиеся обеспечить своей продукции соответствие стандартам «зеленой» экономики и интегрирующие в свои стратегии конкретные цели в этом направлении. Директор дирекции по управлению проектами в области энергосбережения и природопользования ПАО «Сбербанк» Всеволод Гаврилов, в свою очередь, описал проект как объединение глобальных гуманитарных целей с целями корпоративного развития.

Предполагается, что текст обращения будет активно дорабатываться, в том числе, с представителями государства и гражданского общества, и будет открыт для подписания представителями деловых кругов.

В ответ на просьбу об оказании организационной поддержки, Советник Президента по вопросам климата Александр Бедрицкий заявил, что на фоне усилий мирового бизнеса по решению проблемы изменения климата, российский бизнес не может отмалчиваться, и он, в свою очередь, готов представить позицию российского бизнес-сообщества в рамках будущих мероприятий или на отдельной пресс-конференции. По его словам, российские компании прилагают значительные усилия по внедрению новых технологий и по участию в международных инициативах, но поскольку эти усилия получают мало огласки, конференция в Париже может стать хорошей возможностью для представления этой позиции российской и международной общественности.

Разделяя озабоченность проблемами глобального изменения климата и опираясь на свою роль представителя всемирной организации бизнеса, Международная торговая палата в России всецело поддержала заявленную инициативу и выразила готовность в рамках мероприятий COP21, в том числе организуемых ICC, знакомить представителей мирового бизнеса с позицией российских коллег по вопросам формирования климатической политики.

 

Возврат к списку