Расскажите о вашей компании, брендах, которые она развивает, и о специфике производства одежды в России.

21 shop существует с 2000 года. Началось все с одного розничного магазина, где мы продавали так называемую молодежную одежду, далее мы стали дистрибьюторами различных западных брендов. У нас было порядка 25 торговых марок из Германии, Америки, Франции, которые мы эксклюзивно представляли на российском рынке. Свой первый продукт, скетчбук для рисования, мы выпустили в 2010 году, потом запустили производство вязаных шапок и далее перешли к полной линейке одежды собственного производства. Сегодня у нас 5 брендов, из них наиболее активно мы развиваем «Запорожец Heritage», Skills и Truespin, который мы делаем совместно с нашим немецким партнером. Что касается производства, часть продукции мы производим в России, но большую часть – в Китае. У нас в стране, к сожалению, по-прежнему слабо развита инфраструктура для легкой промышленности.

Что из вашей линейки производится в России?

В основном носочно-чулочные изделия, поскольку это производство автоматическое и не требует большого количества людей. Кстати, о российских носках. У нас есть партнер в Китае, который продвигает наши товары через китайские маркет-плейсы, в частности, Tmall. Недавно мы поставили туда маленькую партию носков, которые разошлись буквально за две недели. Тогда я понял, что, работая на китайском рынке, важно не просто продавать российский бренд, но и подчеркивать: «сделано в России». Это существенно стимулирует спрос и повышает продажи, китайцы устали от своих товаров и вдвойне ценят западную продукцию, которая произведена не у них.

Известно, что сегодня в развитии вашей компании приоритет отдается выстраиванию бизнеса в России - открытию новых магазинов, повышению объема интернет-продаж. Что является барьером для более активного развития экспортного направления?

Только отсутствие внутреннего ресурса. У нас совсем небольшая компания, в ней работает порядка 150 человек, и при этом мы находимся в стадии активного роста. Одновременно развивается наша собственная мультибрендовая розница, сеть магазинов 21 shop, есть несколько монобрендовых магазинов «Запорожец Heritage», много сил вкладывается в франчайзинговое направление. Активно растет наша оптовая компания, через которую мы работаем с такими крупнейшими онлайн-игроками как Lamoda, WildBerries, Proskater. Параллельно мы развиваем продажи через собственный сайт, т.е. по факту у нас задействованы все каналы продаж. Экспорт – очень энергоемкое направление, на которое мы планируем переключиться в ближайшее время. Но первые шаги уже сделаны. Мы работаем в Германии и даже подписали первый контракт с крупнейшей немецкой сетью универмагов Galeria Kaufhof.

Почему вы начали развивать экспортное направление именно с Германии?

Это самая активная с точки зрения бизнеса страна Европейского союза. Германия - крупнейший потребительский рынок в Европе, плюс там проходят все ведущие выставки нашей индустрии.

С чего начался ваш экспорт в Германию?

С импорта. Когда мы были дистрибьюторами 25 западных торговых марок, в нашем портфолио был небольшой немецкий бренд одежды, с которым мы хорошо работали. В какой-то момент его собственник обратился к нам с предложением стать его партнерами, и в итоге мы купили долю в этой маленькой компании. Но со временем приоритетным стало развитие собственных брендов, и мы открыли с этим партнером небольшой магазин в студенческом городке Гейдельберг – просто протестировать рынок, понять, насколько востребованы наши товары. Магазин этот сейчас работает, он не генерит убытков или особой прибыли, выходит «в ноль» и скорее выполняет функции витрины наших брендов. Лучше всего там продается бренд «Запорожец Heritage». И буквально недавно мы подписали договор с сетью Galeria Kaufhof, теперь там представлены наши бренды «Запорожец Heritage» и Truespin. Это очень консервативная немецкая розничная сеть, которая сейчас старается скорректировать свою ассортиментную матрицу, добавить в нее молодежной одежды, альтернативных брендов. Пока мы представлены только в их универмаге Гейдельберга, но надеемся на хорошие продажи и выход через Galeria Kaufhof в другие города Германии. Прежде всего, конечно, в Берлин.

Планируете ли вы выходить на рынки других стран?

Да, у нас идут сейчас пробные продажи в Австралии, есть клиенты в Японии, запросы из США и других стран.

Это очень насыщенные и конкурентные рынки, за счет чего вы планируете добиться там успеха?

Мы сейчас очень плотно работаем с позиционированием и ассортиментом нашей сети, постепенно репозиционируя ее как магазины здорового образа жизни и устойчивого развития. Я сам приверженец ЗОЖ и совершенно не рад тому, что даже наша небольшая компания может генерировать много пластиковых отходов. В связи с этим мы в какой-то момент начали использовать в своем производстве только биоразлагаемую упаковку. План на следующие пять лет – размещать заказы только на устойчивых производствах, которые не выбрасывают химикаты в воду и т.д. Далее, некоторое время назад у нас в линейке появились сопутствующие товары, объем продаж которых сейчас очень хорошо растет. Это экологически чистое мыло, натуральные бамбуковые зубные щетки с биоразлагаемой щетиной, правильные снеки из сухофруктов, горький шоколад, который мы производим в Румынии и в котором нет никаких химикатов. С моей точки зрения, это единственно возможная парадигма ведения бизнеса – парадигма устойчивого развития.

Как вы расскажете о том, что вы делаете в области устойчивого развития, глобальным рынкам?

Во-первых, мы пройдем самые строгие внутренние и внешние сертификации. Во-вторых, подготовим нефинансовую отчетность. В-третьих, будем активно продвигать наши магазины как территорию здорового образа жизни. Уверен, что это будет способствовать успеху наших брендов на зарубежных рынках, с учетом требовательности и бескомпромиссности потребителей многих стран в части экологии и устойчивости бизнеса.