Hudway

HUDWAY1.jpg

Расскажите, пожалуйста, о Вашей компании – чем Вы занимаетесь?

Мы даем возможность водителю использовать основные функции телефона в безопасном режиме. Большинство людей, когда едут за рулем, пользуются телефоном – как минимум навигацией. В этот момент их внимание переходит на экран, и по большому счету они едут вслепую. Мы делаем этот процесс безопасным: человек постоянно смотрит на дорогу, его руки на руле, но при этом он имеет возможность получать информацию по навигации и оставаться онлайн.

Нашу линейку можно разделить на программное обеспечение и устройства.

Два наших девайса уже продаже, скоро выходит третий. Первый – это HUDWAY GLASS. Необходимо установить наше приложение на телефон и поместить его в это устройство, в котором он идеально отразится и получится имитация проекционного дисплея: картинка как будто повиснет в воздухе. Наш второй продукт, HUDWAY CAST, интегрируется с телефоном по звонкам, сообщениям, навигации и проецирует картинку над капотом. При этом приложение дает возможность управлять системой при помощи голосовых команд. Третий продукт, MonoHUD - это моно проекционный дисплей, который крепится на любой шлем, горнолыжную каску и т.д.

Что касается ПО, то у нас есть ряд мобильных приложений для навигации, а также оценки стиля вождения: его экологичности, безопасности и т.д.

Можно ли сказать, что экспорт был Вашей изначальной целью?

У нас давно появилась мечта продавать наши программные продукты во всем мире. Решение об экспорте HUDWAY было естественным – ведь эта идея не имеет физических границ, людям во всем мире одинаково необходима хорошая навигация в условиях слабой видимости. Мы провели исследование рынка и выбрали 6 основных стран: США, Англию, Германию, Россию, Китай и Японию.

Как проводилось это исследование?

В 2015 году мы выиграли премию “Cтартап года” в номинации “Глобальный рынок”. Одним из организаторов являлась компания Google. Они пригласили нас на встречу и рассказали о своих инструментах для предварительного анализа рынка. Оказывается, у Google их очень много! Я поверить не мог, что все это можно использовать бесплатно. Например, они платят агентствам, которые проводят опросы на улицах разных стран и собирают ответы в единую базу. И если вы захотите узнать, сколько женщин в определенном возрасте в Германии покупают навигационные устройства онлайн, у них есть ответ на этот вопрос. Мы воспользовались этими инструментами, и нам показалось это очень эффективным.

Какие шаги последовали за исследованием рынка?

В 2013 году мы опубликовали наше мобильное приложение в App Store и Google Play. На следующий же день оно стало доступно во всем мире.

Поскольку идея была очень нова, уже через два дня про нас написали CNET, крупнейшее интернет-издание, посвящённое компьютерным технологиям, а за ними и многие другие. Через три дня у нас было по 200 – 300 тысяч загрузок в сутки, что стало колоссальным толчком.

Еще мы писали журналистам и людям, популярным в узких кругах (например, гонщикам), с просьбой поддержать наш проект упоминанием в соцсетях. И люди откликнулись на наш призыв. Я всем рекомендую так поступать: если у вас есть новая интересная идея, то вас поддержат.

В течение года мы собрали порядка полутора миллионов загрузок со всего мира. А потом наши же клиенты попросили нас создать девайс, который бы оптимизировал использование приложения. В 2015 году мы выпустили первый прототип HUDWAY GLASS: напечатали его на 3D-принтере, показали на выставке и получили удивительно позитивные отзывы. Но для запуска производства нам нужно было собрать около 150 тысяч долларов. Мы встали перед выбором: идти к инвесторам и отдать им львиную долю компании, или попробовать краудфандинг. Мы выбрали второе: разместили информацию о нашем проекте на сайте Kickstarter и за месяц собрали 622 тысячи долларов. Сделавшие пожертвования пользователи первыми в мире получили наш девайс. 

Я всем советую эту схему – это отличный способ протестировать рынок. Когда ты публикуешь запрос на подобной площадке, по большому счету ты спрашиваешь у сотен тысяч людей, нужен ли им твой продукт. И если они готовы заплатить за то, чтобы поддержать твою идею, это значит, что у нее есть будущее.

То, что вы рассказали, звучит как идеальная судьба для стартапа. А сталкивались ли вы с какими-либо трудностями?

Конечно! Как только мы окунулись в мир производства, у нас возникло множество проблем.

Первая – выбор производителя. Наши партнеры из Тайваня сильно затянули сроки, девайс получился дорогим, и при этом было очень много брака. В результате мы практически лишились прибыли.

Оттуда мы перевезли производство в Китай, но там тоже не все просто.

Определённые трудности представляют таможенное оформление и логистика. Со временем мы оптимизировали этот процесс: например, разместили свои склады в разных странах.

Сейчас мы запускаем третий продукт, и наверняка появятся новые проблемы: там задействована электроника, а это подразумевает получение сертификата.

В каких странах у Вас уже налажены каналы сбыта?

В США, Канаде, Англии, Германии, Франции, Польше, Италии, Китае, Японии, Южной Корее.

Как со временем менялась ваша маркетинговая стратегия?

Изначально мы стремились попасть в крупные розничные магазины – например, Walmart. А достигнув этой цели, с удивлением обнаружили, что там наш продукт никому не нужен: покупатели просто не понимают, что это такое. Поэтому сначала нужно сформировать у потребителя спрос: устанавливать демо-стенды, рассказывать потребителю о проблеме, и уже тогда предлагать ее решение.

Но это очень дорого, и мы изменили нашу стратегию: почти полностью перешли в онлайн-пространство. Продавать в сети гораздо проще, вы можете сформировать потребность при помощи видео или статьи и тут же дать ссылку на свой продукт.

Какова доля экспорта в вашем обороте сегодня?

Сейчас основной доход мы получаем от реализации устройств, и 98% этих продаж – экспорт. Что касается приложений, 85% активных пользователей – зарубежные.

В каком направлении Вы планируете развиваться?

Мы активно двигаемся в B2B сегмент: хотим, чтобы наше ПО было частью автомобиля, и уже ведем переговоры по этому вопросу с тремя автопроизводителями.

Кроме того, мы развиваем ПО для потребительских нужд.

Что бы Вы посоветовали потенциальным российским экспортерам?

Во-первых, поверить в себя. Во-вторых – понять, что никогда и ничего не будет идти по плану. Главное, не останавливаться. Помнить, что миром управляют такие же дилетанты, как и все мы. Даже если у тебя что-то не получается – это тоже очень хорошо. Я в бизнесе 14 лет, за свою историю компания запускала около 14 проектов, и только 4 из них сработало. Поэтому ошибайтесь, но продолжайте действовать.