LEONARDO2.jpg

Чем было вызвано решение открыть гипермаркет «Леонардо» за пределами России?

Расчёты показывают, что в России ёмкость рынка товаров для хобби и творчества позволяет открыть до 120 гипермаркетов «Леонардо», а к началу 2018 года было открыто уже почти 90. Нам стало ясно, что не стоит ограничивать себя развитием только внутри страны. В прошлом году мы открыли первый магазин в Минске. Белорусский рынок для первого «экспортного» магазина был выбран неслучайно: Россия и Республика Беларусь делят единое экономическое пространство, русский язык там – второй государственный. Кроме того, это физически близкая территория. Все это облегчало задачу по открытию первого зарубежного магазина.

С какими трудностями Вы столкнулись?

Сначала, конечно, пришлось договариваться о самом открытии, потому что белорусы ещё не были знакомы с нашей сетью. Потом возникли вопросы сертификации товаров. Несмотря на то, что мы находимся в одном экономическом пространстве, на территории ЕАЭС не требуют никакой дополнительной сертификации только товары, произведённые в России. А вот товары зарубежных производителей, которые тоже присутствуют в нашем огромном ассортименте, нужно было сертифицировать.

Затем нашим финансистам пришлось изучать тонкости белорусского бухучёта. Поскольку разница всё-таки есть, нам пришлось регистрировать отдельное юридическое лицо на территории Беларуси. Кроме того, мы регистрировали наше кассовое программное обеспечение. Использование торговых автоматизированных систем в Беларуси регламентировано, а нам было важно поставить своё ПО, чтобы сохранить единство торгового учёта во всей сети, соединить магазин в Минске с российской системой. Всё это потребовало от нас определенных процедур, для нас они были новыми и довольно сложными, но вполне закономерными и понятными. Мы со всем успешно справились.

Какова основная стратегия по продвижению «Леонардо» на зарубежных рынках?

Любая стратегия должна основываться на каких-то показателях. Пока у нас всего один хобби-гипермаркет в ближнем зарубежье, который мы открыли буквально три месяца назад, в конце ноября 2017 года. Но позитивный настрой есть: показатели работы магазина в Минске укладываются в наш прогноз и обнадёживают нас. Больше определённости появится после итогов работы за первый квартал 2018 года. На их основании будем принимать решение, рассматривать ли новые локации в самом Минске и в других крупных белорусских городах.

На рынки каких стран вы планируете выйти в ближайшее время?

Сейчас мы рассматриваем перспективы открытия «Леонардо» в Казахстане, ведём переговоры с некоторыми казахскими торговыми центрами и уже видим одну большую сложность: всю нашу продукцию придётся переводить на казахский язык. Например, в наборах для пэчворка или валяния довольно объёмные инструкции, их качественный перевод – это большой труд. И мы понимаем, что такие трудности ждут нас в любой другой стране, избежать их мы могли только в Беларуси.

Как Вы считаете, благодаря чему у «Леонардо» есть все шансы добиться успеха за рубежом?

Хобби-гипермаркет – это уникальный формат. В «Леонардо» под одной крышей собраны товары практически для всех видов творчества и хендмейда для мужчин, женщин, детей. Наверное, только в Америке рынок достаточно насыщен подобными магазинами. В Европе свои сети хобби-гипермаркетов есть только во Франции, Великобритании и Германии. В остальных странах магазинов такого формата не существует. Обычно это отдельные специализированные магазины для художников, магазины канцтоваров, тканей, маленькие магазинчики с пряжей или бисером и так далее. Но хендмейд становится всё популярнее, и люди, увлеченные рукоделием, часто работают на стыке разных техник, используют самые различные материалы, хотят попробовать что-то новое. Поэтому для них, конечно, интереснее большой магазин, где можно найти все для творчества, нежели отдельные магазинчики с ограниченным ассортиментом.