Расскажите о вашей компании. Планировали ли вы изначально делать акцент на экспорт, когда запускали бизнес по производству складных велосипедов в 2000-х годах?

Все началось с проката велосипедов в Санкт-Петербурге, где еще в 2005 году эта услуга в принципе не была представлена. Мы закупили партию для проката, но уже через год решили, что хотим сдавать в прокат свои собственные велосипеды. Я поехал в Китай на выставку и заказал там первую партию по своим эскизам, а в 2008 году мы уже зарегистрировали бренд Shulz и начали продавать собственную продукцию. Мысль о возможности поставок за рубеж возникла с самого начала, поэтому мы остановились на названии Shulz / Шульц, которое одинаково хорошо звучит и на русском языке, и на транслите.

Кто был целевой аудиторией прокатного бизнеса?

Услуга изначально была предназначена для иностранцев, поскольку нашим хорошим партнером была экскурсионная компания, которая организовывала для них экскурсии. Мы совместно проводили велосипедные туры. Но в принципе прокат был востребован и жителями нашего города.

Как вы оцениваете емкость рынка, на котором вы работаете? Будет ли она расти?

С самого начала и по сегодняшний день мы производим складные велосипеды, которые составляют 90% нашего ассортиментного ряда. Это узкий сегмент, в котором мы очень хорошо разбираемся. Мы уделяем большое внимание компонентам, которые используются именно в складных велосипедах. Задача состоит в том, чтобы между словами «складной велосипед» и Shulz стоял знак равенства. Что касается драйверов рынка, мы видим очевидную связь роста продаж с улучшением погоды. Чем теплее лето, тем активнее все начинают использовать велосипеды. Кроме того, на продажи влияют автомобильные пробки. Люди недовольны бесконечной потерей времени и пересаживаются на велосипеды - особенно на те, с которыми удобно путешествовать и ездить в общественном транспорте. Опять же, новая градостроительная политика предполагает активное развитие велодорожек, которые существенно повышают безопасность езды на велосипеде.

Есть ли какие-то негативные факторы, влияющие на ваш бизнес? Какие-то глобальные вызовы, которые приходится учитывать? 

К сожалению, да. Сегодня набирает силу такой глобальный тренд как байкшеринг или система общественного проката велосипедов. Она «убивает» розничные продажи велосипедов. Например, в Сингапуре в 2 раза упали продажи обычных велосипедов из-за того, что люди берут велосипеды напрокат. Это решает проблему хранения и эксплуатации, пользователю не нужно платить за ремонт велосипедов.

Как вы минимизируете влияние этого тренда на ваши продажи?

Продвигаем свою продукцию. Всегда есть сегмент покупателей, которые хотят иметь свой велосипед, - мы стараемся его расширить. Мы также открыты для сотрудничества с компаниями, предоставляющими велосипеды для городского байкшеринга. В России с нами вели переговоры Yandex и Delivery Club, мы обсуждаем размещение заказов на производство брендированных велосипедов. В других странах мы сотрудничаем с такими компаниями через дистрибуторов.

На каких зарубежных рынках вы представлены сейчас?

Во Франции, в Сингапуре, Чехии, Германии. В Чехии особенно популярны наши детские велосипеды, появившиеся в этом году. В Сингапуре хорошо продаются наши складные и дорожные велосипеды. Кстати, именно в эту страну мы осуществили первые экспортные поставки. Сейчас объем продаж в Сингапуре достигает 400 велосипедов в год. В Китае также есть компания, которая продает наши велосипеды.

Вы по-прежнему размещаете заказы на производство в Китае?

Да, в Китае и Тайване, из этих стран товар отправляется на экспорт. В России у нас только сборочное производство, сюда приходят комплектующие, которые потом собираются. На сегодняшний день мы не видим необходимости локализации производства в России, поскольку первоочередной задачей является сделать продукцию доступной по цене. Если же мы будем осуществлять весь производственный процесс у нас в стране, это, наоборот, приведет к резкому повышению цены.

Куда вы планируете выходить в ближайшем будущем? Какие рынки вам наиболее интересны?

Мы постоянно участвуем в выставках и направляем образцы нашей продукции во многие страны. Сегодня есть планы по открытию собственных магазинов в Испании и таких странах Латинской Америки как Бразилия, Аргентина, Чили. Это будет новый для нас опыт, поскольку в тех зарубежных странах, где мы представлены, мы работаем через дистрибуторов. Собственные магазины у нас есть только в России.

В какой стране у вас сегодня самые высокие продажи?

В России. По своей покупательной способности российские потребители вполне сопоставимы с зарубежными. Но это внутренний рынок, на котором мы, естественно, лучше всего представлены, у нас выше узнаваемость и больше объемы продаж.